Продажа земельного участка не является основанием для прекращения сервитута

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа земельного участка не является основанием для прекращения сервитута». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка. Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Сервитут, как право ограниченного пользования чужим имуществом регулируется нормами гражданского законодательства, так как именно эти нормы закона позволяют в полном объёме отразить суть обременений, накладываемых на чужие вещи и недвижимое имущество.

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях , 275 и . Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

Способы отмены сервитута

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Законодательное регулирование

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Прекращение сервитута

Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка.

Земельные территории государства согласно земельному законодательству предназначены для удовлетворения потребностей населения страны, нужд муниципальных органов местного самоуправления, а также для выполнения задач государственной важности. Таким образом, земельные участки должны использовать гражданами для создания оптимальных условий жизни: в целях строительства личного жилья, для выполнения промышленных и сельскохозяйственных работ, а также для обеспечения нормального функционирования государства в различных направлениях: коммуникации, транспорт, энергетика, безопасность и оборона, промышленность и др.

Однако в некоторых случаях полноценное выполнение необходимых задач и работ невозможно в силу ограниченности прав на использование территорий. Для преодоления такой ситуации разработаны правовые механизмы установления сервитута, который позволяет использовать земельные участки, находящиеся в чужой собственности, при наличии определенных ограничений.

Законодательством предусмотрен и обратный механизм – прекращение действия сервитута. Как происходит возникновение и прекращение сервитутов важно знать любому землевладельцу.

Способы отмены сервитута

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Основания прекращения частного земельного сервитута

Безусловно просто так, без наличия оснований, прекратить сервитут не получится. Нужны существенные основания. А для собственника обремененного сервитутом участка основания следующие:

  • Отсутствие оснований, по которым сервитут был установлен
  • Участок больше не может использоваться по целевому назначению
  • Нарушение правил, установленных соглашением об установлении сервитута
  • Не целевое использование участка, обременённого сервитутом
  • Прекращение оплаты сервитута
  • Существенное ухудшение состояния земельного участка, не подлежащее восстановлению, либо в случае отказа субъекта сервитута восстанавливать участок за свой счет или своими силами
Читайте также:  Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

Указанный перечень оснований не является исчерпывающим. Кроме того, по всем указанным основаниям, кроме первого, прекращать сервитут придется в суде, в случае несогласия с прекращением сервитута со стороны его пользователя. При этом Вам следует учесть, что возникновение вышеуказанных оснований придется доказать.

Прекращение частного сервитута


Основания прекращения сервитута, определенного по договору между физическими лицами, закреплены в ст. 276 ГК РФ. Право пользования чужой территорией аннулируется в следующих случаях:

  • прекращение оснований, по которым оно было установлено;
  • при невозможности использования территории по целевому назначению ввиду наложенных обременений.

В первом случае собственнику земли необходимо совершить следующие действия:

  • направить уведомление с требованием прекращения действия наложенных ограничений;
  • подписать совместное соглашение;
  • зарегистрировать данное соглашение в Росреестре.

Договор о прекращении вещного права на землю должен содержать следующую информацию:

  • данные о сторонах сделки;
  • сведения об участке;
  • основание для отмены вещного права;
  • подписи участников соглашения.

Комментарий к Ст. 276 ГК РФ

1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, а также гибелью служащего земельного участка (фактической или юридической), совпадением в одном лице сервитуария и собственника объекта сервитутного права и по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Судебная практика.

Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в ст. 52 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены (Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).

Образец искового заявления

Если одна из сторон отказывается добровольно заключить соглашение о снятии обременения, спорный вопрос передается на рассмотрение районного суда, расположенного в месте нахождения земельной территории.

Форма иска должна соответствовать требованиям ГПК РФ и включать следующие разделы:

  • Преамбулы, содержащей наименование суда, информация об истце и ответчике, информацию о дате и месте подготовки документа;
  • Главной части, включающей описание обстановки, повлекшей возникновение ограничений, когда и на какой срок они установлены, развитие ситуации, повлиявшей на возможную его отмену;
  • Заключения, определяющего требования заявителя, включая возмещение причиненного вреда.

Наложение сервитутов через суд

Ситуацию, при которой гражданин, желающий получить доступ к частичному пользованию земельным участком соседа, и сам сосед не достигают взаимопонимания, может разрешить только судебная инстанция. Однако перед обращением в суд претендент на пользование соседской территорий должен:

  • составить текст соглашения и направить его будущему ответчику;
  • осуществить землеустроительное изыскание на предмет обоснования установления обременения;
  • произвести оценку стоимости пользования чужим наделом.

При этом истцу следует не упускать из виду, что накладывание сервитута должно создавать неудобства для владельца надела в минимальной степени и одновременно сопровождаться выплатой компенсации.

После этого у заинтересованного лица появляется возможность подать иск или ходатайство в судебную инстанцию. При этом он должен предоставить суду доказательство необходимости пользования чужим участком. Доказательная база должна содержать сведения:

  • об отсутствии у истца реальных возможностей реализовать свои права без использования чужого надела;
  • об отсутствии возможности договориться с владельцем соседнего участка;
  • о согласии истца на денежную компенсацию ответчику в разумных пределах;
  • о сроке обременения.

Если суд оценит весомость представленного доказательства, он вынесет положительное решение по иску. Затем оформленный сервитут на участок, как уже подчёркивалось, обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре.

ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЧАСТНЫХ СЕРВИТУТОВ

Перечень сервитутных прав, которые стороны могут предусматривать в договоре (ч.2 п. 1 ст. 274 ГК РФ):

  • право прохода и проезда через соседний земельный участок,
  • право прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов через чужую землю,
  • право пользоваться источником воды, находящимся на соседней земле, для обеспечения водоснабжения и мелиорации (ч.1 ст.44 Водного Кодекса):
  • право забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
  • право водопоя и прогона скота;
  • право использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, (п.3 ст.64 Градостроительного Кодекса):
  • право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружении, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
  • право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
  • право прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
  • право применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
  • право эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки.
Читайте также:  Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение

Перечень частных сервитутов, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст. 44 Водного Кодекса, является открытым и может быть дополнен другими видами сервитутов, в зависимости от нужд лиц, требующих их установления или собственников объектов недвижимости.

Договор между сторонами об установлении сервитута заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (согласно ст. 27 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Участником договора об установлении сервитута является, с одной стороны, лицо, обремененное сервитутом — собственник земельного участка, с другой стороны – сервитуарий, лицо, в пользу которого устанавливается сервитут.

Понятие прекращения сервитута. Основания прекращения сервитута

Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.

Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):

  • Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.

Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.

Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;

  • Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
  • Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
  • Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
  • Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
  • Наступление срока окончания действия сервитута;
  • Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.

В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.

В основе таких ограничений лежит потребность защиты конституционных прав и свобод, нравственности и здоровья, и также прав и интересов частных лиц, а также безопасность страны и целостность территориальных границ;

  • Прекращение действия соглашения о предоставлении права ограниченного использования участком по давности;
  • Нарушение участниками договора условий ограниченного использования земельного участка.

Комментарии к ст. 48 ЗК РФ


1. Статьей 276 ГК РФ установлены два основания прекращения частного сервитута, и в обоих случаях инициатива такого прекращения должна исходить от собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

Собственник такого участка может потребовать прекращения сервитута:

  • ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен,
  • в случае, когда в результате обременения сервитутом земельный участок не может использоваться в соответствии с его целевым назначением. Такая ситуация может сложиться, когда, например, сельскохозяйственная организация пользуется правом прогона скота через соседний участок, принадлежащий фермеру (частный сервитут), и в связи с постоянной потравой посевов этим скотом фермер не может выращивать необходимые ему сельскохозяйственные культуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *