Правила проезда перекрестков в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проезда перекрестков в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Раздел 13 Правил устанавливает правила и требования, касающиеся безопасного проезда перекрестков, которые являются одними из самых сложных участков дороги, требующих особого внимания и взаимодействия участников движения.
Сравниваем новую и старую редакцию ПДД
Давайте для удобства в табличном виде сравним устаревающую и новую редакцию Правил.
Было | Стало |
---|---|
13.11.1. При въезде на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. | 13.11.1. При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. |
Проезд перекрестка с кольцевым движением
Следует знать! Для проезда перекрестка с круговым движением необходимо уступить дорогу проезжающим по нему водителям. Принцип помехи справа здесь не работает. Преимущество у лиц, двигающихся по кольцу.
Поскольку движение в РФ правостороннее, то въезд на такой перекресток должен сопровождаться правым сигналом поворота, если только кольцо не соприкасается с дорогой по касательной линии. В таком случае правый поворот нужно включать, если требуется свернуть направо, а не на круговое движение.
В случае наличия на кольце нескольких полос движения въезжать на него разрешено с любого ряда. Однако движения автомобиля должны быть логичными для остальных участников. Так, занимать крайнюю правую полосу стоит при движении направо, а левую – для проезда налево.
Регулируемые перекрестки
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Возник юридический казус. Как быть, если главная дорога упиралась в такой круговой перекресток? ПДД требовали пропускать транспорт на круге, а знак 2.1 «Главная дорога» требовал беспрепятственного въезда на круг. Водители на развязке имели приоритет, как и водители на главной дороге, что могло спровоцировать ДТП. Тем более что в ПДД нет термина «круговой перекресток», и круговое движение, обозначенное знаком 4.3, является фактически обыкновенной дорогой, а не перекрестком. Обнаружилось противоречие, которое потребовало новых исправлений ПДД.
Изменять статус кругового движения с приданием ему статуса перекрестка не стали. Круг остался обыкновенной дорогой, а вот в пункт 13.11.1. ПДД вновь были внесены изменения, исключившие юридические противоречия.
Теперь правило проезда кругового движения звучит следующим образом: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
Другими словами, если примыкающая дорога не является главной, то транспорт на ней должен тормозить перед кругом и пропускать автомобили на перекрестке.
Если же въездная дорога обозначена знаком 2.1 «Главная дорога», то транспорт может смело въезжать на круг, потому как с 1 марта 2023 года получит приоритет.
Общие правила проезда
Проезд перекрестков требует не только знания правил дорожного движения, но также внимательности и осторожности. Прежде всего, приближаясь к ним, необходимо определить, какая дорога является главной, а какая второстепенной, как регулируется перемещение по ним. Далее необходимо предоставить проезд тем, кто имеет преимущество. Не стоит также забывать про пешеходные переходы. Внимательно проезжайте эти участки дороги. Не рекомендуется торопиться или ускоряться, чтобы не совершить ошибку.
Нельзя выезжать вперед на середину перекрестка если возник затор, даже в тех ситуациях, когда горит зеленый свет. Это может затруднить перемещение и помешать в дальнейшем тем участникам, которые будут ехать перпендикулярно. На некоторых пересечениях имеется специальное обозначение — разметка «вафельница». Она представляет собой пересекающиеся диагональные линии и призвана еще раз напомнить о запрете на выезд при возникновении затора.
Общие правила таковы:
- Двигаясь направо, дайте дорогу пешеходам;
- Двигаясь налево, пропустите встречный поток машин и людей;
- Если разрешен поворот налево, можете смело разворачиваться в этом месте;
- Если «стрелка» горит одновременно с основным запрещающим сигналом, сначала пропустите тех, кому движение разрешено основной секцией светофора (зеленый свет), и только потом начинайте двигаться сами;
- Даже если загорелся зеленый, выезжайте только в тех ситуациях, если транспорт и пешеходы завершили свои маневры;
- Трамваи – главные на проезжей части. Пропускайте их во всех случаях, когда ваши траектории движения пересекаются и вы с ним находитесь на равных (общие знаки приоритета, одинаковые сигналы светофора и регулировщика). Неважно, едете ли вы прямо, направо, налево или совершаете разворот;
- Главная дорога меняет направление? Автомобилям стоит разъезжаться также, как и на нерегулируемых перекрестках. Преимущество имеют те, кто двигается по главной дороге.
Также важно помнить: если вы уже выехали вперед, завершите маневр, несмотря на загоревшийся красный свет. Остальные участники дорожного движения обязаны позволить вам это сделать. Также в ПДД есть отдельный пункт, касающийся экстренного торможения. Так, если водитель при включении желтого сигнала (или при соответствующем жесте инспектора ДПС) не успевает остановиться, не прибегнув к экстренному торможению, ему разрешается проехать (пункт 6.14). Однако, чтобы не доходило до подобного, важно соблюдать скоростной режим и быть внимательным на дороге.
Что считать прилегающей территорией?
Прилегающей территорией считается участок, который находится в непосредственной близости от основной дороги, но не предназначен для сквозного перемещения. Часто к подобным местам относятся дворы, заправки, детские площадки, строительные объекты и т.д. Здесь существуют ограничения по скорости передвижения, о которых говорят размещенные знаки или разметка.
Прилегающая территория отличается отсутствием светофоров. Согласно ПДД, выезд из нее также не считается перекрестком. Но в некоторых случаях сложно определить, на какой дороге находится водитель. Если есть сомнения, лучше проезжать по правилам пересечения равнозначных развилок (пользуемся правилом «помеха справа»). А если вдруг появится пешеход – пропускать его, даже если нет пешеходного перехода.
Распространенные вопросы
- Можно ли остановиться на Т-образном перекрестке? На пересечении трех дорог можно останавливаться только в том случае, если водительская полоса движения отделена от других одной или двумя сплошными линиями, предотвращающими выезд на нее участников ДД с любых других направлений. Во всех остальных случаях остановка и стоянка на Т-образке запрещена.
- По какой траектории можно сделать поворот? Выполнять разворот на пересечениях без разметки и разделительных сооружений можно по малому радиусу при условии небольших габаритов автомобиля и низкой плотности трафика. Наличие разметки, большие размеры ТС и интенсивное движение является поводом для разворота по большому радиусу, ведь тогда велика вероятность того, что водитель впишется в свою полосу без совершения дополнительных маневров, запрещенных ПДД.
- Могут ли лишить прав за неправильный разворот на перекрестке? Лишение водительского удостоверения становится возможным в том случае, если водитель не вписался в выбранную траекторию и случайно выехал на встречку. В таких ситуациях он рискует лишиться документа сроком от 4 месяцев до полугода. Если же нарушение будет совершено повторно, то сотрудники патрульной службы имеют право забрать его ВУ на целый год.
В чём суть поправок в ПДД
Теперь проезд по кольцу привели к единому правилу — когда на выезде на кольцо висит знак «Круговое движение», кольцо считается главным, то есть при выезде все обязаны пропустить тех участников движения, которые уже движутся по кольцу. Это если говорить о перекрёстке дорог, где нет светофоров и знаков, определяющих, где главная дорога.
Но, есть и перекрёсток, где нет светофоров, но есть определение главной и второстепенной дороги. Здесь, помимо знака 4.3, есть и знаки приоритета, указывающие, какая дорога главная и какая второстепенная. В таком случае во время движения ориентируемся на знаки. На второстепенной дороге пропускаем те машины, которые едут по главной, как следует из ПДД. В случае если знаки указывают главной или второстепенной сразу две дороги, приоритет у авто справа, согласно правилам дорожного движения.
Проезда регулируемых перекрестков: основные правила
Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:
- пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
- поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
- осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
- сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.
Нерегулируемые перекрестки
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
В ПДД не существует понятий «город», «поселок», «мегаполис» или «загород». Есть участки дорог, обозначенные как «населенный пункт» или «вне населенного пункта». А обозначают эти участки соответствующие знаки.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Населенный пункт»
— застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26.
Следовательно, в российской практике дорожного движения существует три основных участка дороги: населенный пункт, вне населенного пункта и автомагистраль
. Разнятся такие участки требованиями, которые предъявляются к водителям, двигающимся по ним. И главное требование – это максимальная скорость.
Как развернуться на дороге с оживленным движением
Казалось бы, в выполнении разворота нет ничего сложного. Однако на оживленной трассе водитель может столкнуться со следующими проблемами:
- интенсивное движение как попутных, так и встречных авто;
- ширина проезжей части недостаточна для выполнения разворота (часто пространство для маневра ограничивается припаркованными у обочины ТС).
Вышеописанные факторы осложняют выполнение стандартного маневра. Поэтому развернуться можно, используя прилегающую территорию. Это может быть парковка, двор, АЗС и т. д. Желательно, чтобы прилегающая территория находилась слева от дороги. Это объясняется тем, что выехать из двора направо будет куда проще, чем налево.
Если пространства на прилегающей территории недостаточно, можно въехать на нее, остановить машину и сдать назад, вернувшись на основную дорогу. Этот маневр описывается в ПДД. Если же речь идет о больших площадках, то проще развернуться на прилегающей территории, выехав на дорогу передом. Так можно выбрать удобное место для разворота, не препятствуя движению других ТС.
Еще одна хитрость – объехать вокруг квартала. Делается это следующим образом:
- На первых трех перекрестках поворачиваем направо.
- На последнем перекрестке – налево.
Этот способ возможен лишь в прямоугольных кварталах. В районе с хаотичной застройкой развернуться таким образом не удастся.
ГИБДД в четвертый раз за 12 лет переписывает правила проезда по круговым перекресткам. Последняя редакция ПДД сделала кольцо всегда главным, то есть водитель обязан уступить дорогу тем, кто уже движется «по кругу».
«При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку», — так теперь прописан пункт ПДД.
Автоэксперт Алексей Шумский отметил, что правило осталось тем же, но раскритиковал сложную формулировку. «Круг всегда главный, если знаки приоритета не говорят об обратном», — так, по его мнению, мог бы звучать пункт ПДД.
«Видите знак 4.3 — круг главный, вы уступаете на въезде. Если над ним есть знак приоритета, ориентируйтесь на этот знак», — дал совет Шумский.
«Когда у автомобилиста установлен знак «Главная дорога», он уступать круговому движению не обязан. В то же время в ПДД указано, что движение по кругу является главным. В результате получается такая ситуация, что, если водитель уже едет по перекрестку с круговым движением и на него въезжает автомобиль по знаку «Главная дорога», ни один из них не обязан уступать дорогу», — увидел противоречие координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, комментируя нововведение на «Ъ FM».
По его мнению, аварии на кольцах будут происходить довольно часто, потому что все будут правы. Чтобы решить проблему, надо устанавливать знаки приоритета непосредственно на перекрестке с круговым движением или снова корректировать ПДД.
Возможные нарушения ПДД
Ситуации, которые наиболее часто встречаются на практике:
- автомобиль выезжает на перекресток, на котором присутствует затор, и перекрывает движение ТС в поперечном направлении. Выход из ситуации – даже при включении зеленого сигнала светофора остаться на прежнем месте (до границ перекрестка) и выждать пока затор несколько уменьшится;
- подмена понятий «перекресток» и «выезд с прилегающей территории». Они не равнозначны и на них действуют различные правила. При выезде с парковки или со двора, пропустить всех должен именно выезжающий автомобиль. Правило «правой руки», в этом случае не действует;
- при въезде на перекресток на разрешающий сигнал светофора или жест регулировщика и последующем наступлении запрещающего сигнала, водитель не должен останавливаться в центре пересечения и пропускать другие транспортные средства. Его обязанность – завершить маневр, вне зависимости от сигнала на выезде с пересечения;
- остальные участники движения в ситуации, описанной выше, обязаны пропустить всех кто не успел завершить маневр;
- если на перекрестке есть светофор, но в один из дней он перестал работать, то такой перекресток автоматически приравнивается к нерегулируемым. Предыдущие правила его проезда аннулируется (до момента начала работы светофора) и начинают действовать новые. Проезд «по привычке» будет считаться нарушением. Правило действует и в обратном направлении.
Что такое перекресток
Простыми словами, перекресток — место, где пересекается две и более дорог. Термин произошел от слова «пересечение», подразумевающее перемещение транспорта, движущегося с разных направлений и через одну точку. При проезде таких участков водители следуют правилам ПДД, пропускают другу друга и дальше двигаются в интересующем направлении.
Важно
Для определения области перекрестка достаточно провести условные линии между участками, находящимися напротив друг друга и наиболее удаленными от центральной части закруглений.
Объяснение выглядит непонятно, но на практике достаточно единожды разобраться с сущностью дорожного участка, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу.
В зависимости от планов строительства и ситуации перекресток дорог может отличаться по конструкции и способу регулирования. Рассмотрим классификацию перекрестков, выделим особенности и характеристики каждого из вариантов.