Как получить статус МСП в 2023 году: критерии, реестр, льготы и поддержка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус МСП в 2023 году: критерии, реестр, льготы и поддержка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.

Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.

Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.

Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.

Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.

Каким образом аудиторские организации участвуют в ведении реестра малых и средних предприятий

В целях ведения реестра МСП аудиторские организации должны сопоставить данные, содержащиеся в отчетности за прошлый год, представленной иностранной организацией в налоговый орган страны, где учреждена эта иностранная организация, с российскими критериями отнесения организаций к малым или средним предприятиям. По результатам аудиторская организация формирует перечень российских ООО, иностранные участники которых по состоянию на 1 января текущего года по доходу и среднесписочной численности соответствуют этим критериям, и в период с 1 по 5 июля текущего года передает его в ФНС России (п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Обратите внимание:

  1. анализировать надо отчетность той иностранной организации, которая является участником российской организации по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1-ое число месяца, а не на начало года. Это следует из п. 1, 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Например, при смене участника 27 июня текущего года надо предоставить для анализа отчетность нового участника за прошедший год;
  2. ограничения дохода и среднесписочной численности установлены только для иностранных организаций, непосредственно являющихся участниками российских организаций. Проверять доход и численность материнских компаний иностранных участников на соответствие предельным величинам закон не требует.

Требования к средней численности сотрудников МСП

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников, установленные для каждой категории субъектов МСП.

Так, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, КФХ, ИП не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек – для средних предприятий;
  • до 100 человек – для малых предприятий;
  • до 15-ти человек – для микропредприятий.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Кто, когда и почему может исключить из реестра МСП.

Ранее, данные в реестре обновлялись один раз в год 10 июля после проверки на предмет соответствия критериям МСП. На основе отчетов ФНС проводит ревизию и исключает компании/предприятия/ИП и организации из реестра МСП. По новому закону сведения о предпринимателях и организациях, которые подходят под критерии МСП, вносятся в реестр на ежемесячной основе – 10-го числа каждого месяца.

Причиной выбытия из реестра МСП может быть не только несоответствие критериям (рост доходов или увеличение штата сотрудников), но и несвоевременная подача (или вовсе не предоставление) сведений в налоговый орган. Поэтому важно вовремя готовить и сдавать все отчеты.

При сдаче сведений в налоговую удобно пользоваться СБИС Электронная отчетность с использованием ЭЦП для подписи документов на сертифицированном носителе. ФСН самостоятельно изменяет «категорию» субъекта МСП, на основании поданных документов.

А для ведения учета используйте СБИС Бухгалтерия и Учет. СБИС подходит для начинающих и профессионалов, прост и понятен для использования. При возникновении сложностей на определенных участках бухгалтерских работ – воспользуйтесь Услугами по сдаче отчетности для организаций, входящих в реестр МСП в том числе. Поможем подготовить и сдать все необходимые отчеты вовремя.

Проверки микропредприятий

Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.

Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 ), — в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Государственный реестр и категории МСП: основные критерии

Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.

Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:

  • Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
  • Полное имя любого ИП или же название юрлица.
  • ИНН налогоплательщика.
  • Место жительства или нахождения.
  • Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.

Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:

  • Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
  • Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
  • Контракты по госзакупкам.
  • Партнерства с государственными заказчиками.

Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в отечественном законодательстве

Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. будет являться Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ).

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.

Читайте также:  Всё о ручной клади в авиакомпании «Победа»

Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным кодексом.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Углубление цифровизации

Цифровизация – это технологический процесс, который связан с использованием цифровых технологий и инструментов, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы, улучшить взаимодействие с клиентами и улучшить качество продукции.

В 2023 году цифровизация будет одним из важнейших критериев для малого и среднего бизнеса. К работе в онлайн-формате будут готовы не только магазины и сервисы, но и те компании, которые до сих пор работают только офлайн.

Переход на электронную форму документооборота – один из важных шагов малого и среднего бизнеса в направлении углубления цифровизации. Система электронных документов поможет сократить время на обработку и хранение информации, снизить нагрузку на персонал и уменьшить количество бумаги.

  • Цифровизация также предполагает использование онлайн-инструментов для привлечения клиентов, оформления и оплаты заказов.
  • Технологии и программы для управления бизнесом – еще один важный аспект углубления цифровизации. Системы учета и отчетности, автоматизация бизнес-процессов – все это позволяет малому и среднему бизнесу эффективнее управлять своими ресурсами и получать больший доход.
  • Важность цифровизации будет особенно актуальна для компаний, которые работают с иностранными партнерами и клиентами. В эпоху цифровой экономики все большее число бизнес-процессов происходит в онлайн-режиме, что требует от предпринимателей высокой готовности к участию в мировых цепочках поставок.

Развитие экологических технологий

Сегодня всё больше и больше компаний внедряют экологические технологии для снижения негативного влияния своей деятельности на окружающую среду. Таким образом, уменьшается количество выбросов и отходов, что положительно влияет на экологию в целом.

По прогнозам экспертов, в 2023 году этот тренд только усилится. Большинство компаний, вне зависимости от их размера, будут вкладывать деньги в экологические проекты и искать возможности для устойчивого развития.

Кроме того, появляются новые экологические технологии, работа над которыми не прекращается. Например, уже сегодня многие компании начали переходить на использование возобновляемых источников энергии, а в будущем это станет ещё более популярным.

  • Использование солнечных батарей;
  • Утилизация отходов с помощью переработки и рециклинга;
  • Оптимизация транспортных маршрутов и перевозок;
  • Разработка биоразлагаемых упаковок и материалов;

Таким образом, компании, желающие оставаться конкурентоспособными в будущем, обязательно должны учитывать тренд на экологическую ответственность и внедрять соответствующие технологии.

Внедрение мер поддержки

В свете новых критериев малого и среднего бизнеса, государство принимает активные меры по поддержке и развитию этого сегмента экономики. В рамках этих мер, предпринимателям будет предоставлено множество возможностей для роста и развития своего бизнеса.

Финансовая поддержка — одно из главных направлений, которым пойдет государство. Предприятиям, которые отвечают новым критериям, будут выделены дополнительные средства на развитие своего бизнеса.

Упрощение процедур — еще одно направление, которое поможет предпринимателям сократить временные затраты на выполнение формальностей и оформление документов.

Разработка программ обучения и консультаций — станет ключевым направлением развития. Малый и средний бизнес получит возможность обучаться новым навыкам, таким как маркетинг, управление персоналом и отчетности.

Таким образом, внедрение мер поддержки поможет развивать малый и средний бизнес в России, создавая благоприятные условия для его роста и популяризации. Предприниматели, удовлетворяющие новым критериям, получат множество новых возможностей для роста своего бизнеса и станут самостоятельными игроками на рынке.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Читайте также:  Как получить туристическую визу в Финляндию в 2023

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Рост в сегменте МСП продолжается еще с прошлого года, указывает, в свою очередь, генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. Так, число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году выросло по сравнению с 2021 годом на 2%. И это на фоне масштабных чисток реестра со стороны ФНС, удаляющих из списка брошенные и фиктивные компании. Выросло за прошлый год и число занятых в сегменте — на 4%, до 15 млн работников.

«Откуда рост в не самые, казалось бы, благоприятные для бизнеса времена? А ответов тут несколько. Это и тот факт, что бизнес за прошедший год успешно адаптировался под текущие реалии, предприниматели оценили риски, нашли новые подходы, ниши, линии поставок, рынки сбыта, перестали занимать выжидательную позицию и перешли к действиям. То есть, мало по малу сегмент оживает, приходит в себя после потрясений прошлого года и возвращается к работе. А способствует ему в этом программы поддержки предпринимателей, вроде доступных льготных кредитов», – говорит Анастасия Ускова.

Наличие этих программ и желание оптимизировать налогообложение и процессы в кризис, добавляет эксперт, также провоцирует переход крупного бизнеса в разряд МСП — его дробление с целью оптимизации. Этот факт также влияет на позитивную динамику числа субъектов МСП, заключает она.

Следует, впрочем, отметить, что к данному процессу с подозрением относится упомянутая выше ФНС. Известен недавний случай, когда отнюдь не крупный (ему-то все нипочем), а относящийся к МСП семейный бизнес, многоплановый по характеру, будучи раздроблен по направлениям на ряд юрлиц, стал объектом претензий на немалую сумму со стороны ФНС, а затем его владельцы попали и в поле внимания и следственных органов.

Новым предпринимателям, которых, как видим, все больше, нужно быть особенно осторожными в этом отношении. Поощряя малый бизнес — удобством регистрации, где-то (по крайней мере по отчетам) даже финансово, минимизацией проверок — государство в то же время весьма озабочено наполнением казны. И забывать об этом не стоит.

Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.

Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.

Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.

При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.

Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *