Ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сдавать бухотчетность (и аудиторское заключение, если проводится аудит) в 2023 г. следует в электронном виде всем, кто ведет бухучет. Требования к ней определяет ст. 13 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (послед. ред. – 05.12.2022). Данная обязанность распространяется на малый бизнес, микропредприятия. Освобождены от нее только ИП, зарубежные представительства в РФ.
Комментарий к ст. 15.11 КоАП
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;
б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).
В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.
Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.
При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.
Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
Контрольно-кассовая дисциплина в 2022-2023 годах
Кассовая дисциплина — это соблюдение юридическими лицами и ИП правил проведения наличных денежных расчетов, установленных законодательством РФ. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.
Кассовая дисциплина включает в себя:
- оформление кассовых документов (приходный и расходный кассовые ордера, ведение кассовой книги);
- установление лимита остатка денег в кассе;
- соблюдение правил расходования и сдачи наличности в банк;
- соблюдение лимита расчёта наличными.
Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.
Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона «О ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение, в частности:
- Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
- Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
Суть поправок, внесенных законом 113-ФЗ
Суть поправок проста – бухгалтеры освобождаются от ответственности, если ситуация будет складываться следующим образом. Говоря простым языком, на бухгалтера не будет наложен штраф, если показатели в отчетности искажены по вине других лиц.
Это может произойти в двух случаях:
- Самый распространенный вариант – первичные документы не предоставлены в бухгалтерию или предоставлены, но с задержкой. Каждый бухгалтер сталкивается с такой ситуацией, когда недостающие документы приходится прямо – таки «выколачивать» из работников, которые ответственны за передачу документа в бухгалтерию, а иногда и из самих поставщиков. И хорошо, если нерадивый поставщик находится в том же городе, до него хоть доехать можно. А если поставка производилась из другого города? Основные проблемы возникают именно здесь.
- Второй вариант касается ситуации, когда документы не соответствуют реальному положению дел. Самой распространенной ситуацией является такая: по документам пришло 100 единиц товара, а по факту – 50 единиц или отгрузки не было вовсе. То есть вся отгрузка или какая – то ее часть являются фиктивными
В соответствии с новым законом 113-ФЗ получается, что когда нарушение фактически допускает другой работник, бухгалтер за это ответственности не несет.
Способ избежать штрафа за первичку
Если есть ответственность за нарушения, то есть и способы ее избежать.
Для того, чтобы бухгалтер мог снять с себя ответственность, нужно доказать, что нарушение по факту совершил другой сотрудник.
Для этого при приемке первички нужно записывать, кто и когда именно принес тот или иной документ. Если документ предоставлен с опозданием, то с сотрудника берется объяснительная записка с указанием причин задержки со сдачей документа в бухгалтерию. Можно завести отдельный журнал, а можно делать это, например, на обратной стороне документа.
Таким образом у бухгалтера на руках будет доказательство, что ответственное лицо выполнило свои обязанности халатно и не предоставило документацию в срок.
Кроме приема первички следует учитывать еще один момент. Если бухгалтер не хочет попадать под действие административной ответственности, то принимать к учету не имевшие место расходы или операции ни в коем случае нельзя. Это является прямым нарушением закона и в зависимости от объема нарушения, бухгалтер может быть привлечен даже к уголовной ответственности.
Выполнение этих простых правил позволит бухгалтеру избежать ответственности за нарушения, совершенные другими лицами.
В заключение отметим, что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за искажение бухгалтерской отчетности и не распространяется на должностных лиц казенных учреждений, поскольку указанные учреждения обязаны представлять не бухгалтерскую, а бюджетную отчетность. Напомним, что под бюджетной отчетностью в соответствии с п. 3 ст. 264.1 БК РФ понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительной записки. Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н. Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность
Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.
Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:
- ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
- принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
- формирование отчетности не на базе данных бухучета;
- занижение сумм налогов на 10% и более;
- искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
- отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.
Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.
Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:
- должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
- компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).
Обозначим ответственных
Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.
Категория субъекта | Нормативный акт | Пояснения к применению ответственности |
Организация | Статья 120 НК РФ | В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.
Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет. |
Должностное лицо | Статья 15.11 КоАП РФ | Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. |
В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?
Грубые нарушения в бухучете
Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?
Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:
- занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
- искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
- регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
- подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
- отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.
Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.
Кто относится к должностным лицам
Напомним, что Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предписывает руководителю отвечать за ведение бухгалтерского учета, а только обязывает организовать его ведение (п. 1 ст. 7). А вот главбух отвечает за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Кроме случаев, когда руководитель несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это происходит в тех ситуациях, когда возникают разногласия по вопросам ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером и последний действует по письменному распоряжению первого (п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).
В совокупности с нормами статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях можно сделать вывод, что по общему правилу они оба отвечают за состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности.
Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, его целью является предотвращение нарушения требований к бухгалтерскому учету, обеспечение качества формируемой в бухгалтерском учете информации, которая используется широким кругом пользователей для различных целей.
Продекларированная Минфином России цель Законопроекта не может быть реализована без ужесточения наказания за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на ужесточение мер, по мнению Минфина России, реализация Законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что Законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции ст. 15.11 КоАП РФ в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления в установленном порядке уточненной налоговой декларации и исправления в установленном порядке ошибки в бухгалтерском учете.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Давность привлечения к административной ответственности регламентируется ст. 4.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.5 постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Пунктом 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.05 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действия или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Таким образом, административная ответственность в отношении должностного лица не наступит, если истек годичный срок давности привлечения к ней.
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету
Статьей 15.11 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании указанной нормы должностные лица организации – руководитель или главный бухгалтер – могут быть оштрафованы за грубое нарушение требований к бухучету.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимается:
- занижение сумм налогов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухучета;
- искажение любого показателя бухгалтерской отчетности на 10 % и более;
- отражение в бухучете фиктивных операций и объектов;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
- составление фиктивной отчетности;
- отсутствие первичных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, а также аудиторского заключения (если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Нарушения организации в бухучете
В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
- Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2021. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
- если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
- ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
- правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
- Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
- Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.
Отчетность в органы статистики
В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.
Нарушения в сфере бухгалтерского учета административно наказуемы
Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в том числе в статью 15.11. Они ужесточают административную ответственность за нарушения в сфере бухгалтерского учета и отчетности, расширяют перечень наказуемых действий (бездействия). Размер и вид ответственности теперь зависят от того, впервые совершено правонарушение или повторно. Основания для освобождения должностных лиц от ответственности не изменились.
Наказуемые действия в сфере бухучета
Законодатели расширили список наказуемых нарушений. В связи с этим изменены формулировки в статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если раньше каралось грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, то теперь будут наказывать за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Понять, в чем смысл изменений, поможет таблица 1.
Таблица 1.
Наказуемые действия (бездействие) в сфере бухгалтерского учета
Что наказуемо теперь | За что наказывали раньше |
занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухучета | |
искажение любого показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов | искажение любой статьи (строки) отчетности не менее чем на 10 процентов |
регистрация в регистрах бухучета:
— не имевшего места факта хозяйственной жизни; — мнимого или притворного объекта бухучета |
— |
ведение бухгалтерских счетов вне применяемых регистров бухучета | — |
составление отчетности не на основе данных из регистров бухучета | — |
Отсутствие:
— первичных учетных документов, — регистров бухучета, — отчетности, — аудиторского заключения (если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов |
грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов |