Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Некоторые контрольные мероприятия отменили вместе с проведением плановых проверок. На текущий момент и в 2024 году представители контролирующих органов не могут проводить мероприятия, которые представлены в таблице.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Что в планах у налоговой службы на 2024 год

В 2024 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;

  • общедоступная информация из интернета;

  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;

  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;

  • ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;

  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;

  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

  • Цель проведения выездной налоговой проверки — узнать, соблюдает ли компания или ИП действующее налоговое законодательство.
  • Неправильный расчет налогов и сборов, отсутствие документов первичного учета, неподача деклараций — частые нарушения, которые удается выявить в ходе выездного контроля.
  • К основным процедурам, которые включает налоговый контроль, относятся изъятие документов, проверка контрагентов, а также осмотр помещений и допрос свидетелей.
  • Если налогоплательщик не согласен с выявленными нарушениями, он вправе подать возражения на акт налоговой проверки в течение месяца с даты его получения.
  • По закону срок выездной налоговой проверки — два месяца, но он может продлеваться до четырех и даже шести месяцев при наличии оснований.
Читайте также:  Изменение в прохождении техосмотра в 2024 году

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе

Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.

Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.

Кроме того:

  • отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
  • сокращается число контролируемых сделок;
  • ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
  • отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.

В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.

Читайте также:  Новый свод правил планировки и застройки территорий садоводческих товариществ

Порядок проведения процедуры

Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.

Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:

  • Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
  • Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
  • Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
  • Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
  • Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.

Выездная налоговая проверка в 2024 году:

В 2024 году планируется проведение выездных налоговых проверок, которые будут охватывать период с 2019 по 2023 годы включительно. Таким образом, основным объектом проверки станут декларации и прочие налоговые документы, связанные с указанным периодом.

Год Период, подлежащий проверке
2019 Весь год
2020 Весь год
2021 Весь год
2022 Весь год
2023 Весь год

В ходе проверки будут анализироваться данные о доходах и расходах, налоговых льготах и прочих налоговых обязательствах предприятия или организации. Результаты проверки могут повлечь за собой назначение дополнительных налоговых платежей, штрафов и других санкций.

Предприятиям и организациям следует уделить должное внимание своей налоговой деятельности и не допускать нарушений в сфере налогообложения. Это позволит избежать негативных последствий в случае проведения выездной налоговой проверки.

Какие события влияют на проверку

При проведении выездной налоговой проверки в 2024 году будут учитываться события, которые могли повлиять на финансовую деятельность организации. Ниже приведен список событий, которые могут вызвать интерес со стороны налоговых органов:

  1. Крупные транзакции. Организации, осуществляющие большие операции, могут быть подвержены повышенной проверке на налоговую дисциплину.
  2. Изменение юридического адреса. Если организация меняет юридический адрес, это может лежать в основе проверки налоговых органов.
  3. Особые условия договоров. Ситуации, когда организация заключает сделки с нестандартными условиями, могут привлечь внимание налоговых органов.
  4. Участие в спорах или судебных разбирательствах. Организации, находящиеся в судебных спорах, могут быть проверены с целью проверки правильности налогообложения.
  5. Существенное увеличение или уменьшение выручки. Резкие изменения в доходности организации также могут вызвать необходимость проведения выездной налоговой проверки.
  6. Изменение режима налогообложения. Если организация сменила режим налогообложения, это может привести к проведению проверки.

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения.

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями — налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.
Читайте также:  Как уйти на пенсию сотруднику МВД

Как проходит выездная налоговая проверка

1. Начало проверки

Первым этапом выездной налоговой проверки является подготовка и объявление сотрудниками налоговой службы о предстоящей проверке. Предприятие, на которое назначена проверка, получает уведомление с указанием даты начала и продолжительности проверки.

2. Проведение аудита

Следующий этап – аудит предприятия. Сотрудники налоговой службы проверяют финансовую отчетность, налоговые декларации и другие документы, связанные с налогообложением. Они анализируют правильность заполнения и подачи документов, а также собирают дополнительную информацию, необходимую для проведения проверки.

3. Уточнение информации

На этом этапе инспекторы уточняют детали налогового учета, задают вопросы представителям предприятия и запрашивают дополнительные документы и данные. Они могут обращаться к предприятию, кредиторам, клиентам, партнерам и другим лицам, связанным с деятельностью предприятия, чтобы получить полную информацию для проверки.

4. Составление заключения

По окончании проверки налоговая служба подводит итоги в виде заключения. В нем указываются выявленные нарушения, ошибки в налоговом учете, суммы дополнительных платежей, которые должны быть учтены, а также рекомендации по устранению выявленных проблем.

5. Реагирование на результаты проверки

После получения заключения предприятие должно принять меры, указанные в рекомендациях налоговой службы, чтобы устранить нарушения и ошибки. Также предприятие может обжаловать результаты проверки в суде, если считает, что проверка проведена с нарушениями или имеются неправомерные требования со стороны налоговой службы.

В случае выездной налоговой проверки в 2024 году будут учтены только года, предшествующие этому периоду. Инспекторы налоговой службы будут анализировать документы и деятельность предприятия за предыдущие годы с целью проверки соответствия законодательству и выявления нарушений.

Правила проведения выездной налоговой проверки

1. Назначение проверки. Проверка проводится с целью проверить правильность учета доходов, расходов, недоимки налога, а также соответствие деклараций и документов налогоплательщика.

2. Подготовка к проверке. Налоговый орган заранее уведомляет налогоплательщика о предстоящей проверке. Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы и информацию для проведения проверки.

3. Период проверки. Период проверки включает годы, за которые проводится проверка. Налоговый орган может проверить деятельность налогоплательщика за последние три года.

4. Документы проверки. В ходе проверки налоговый орган запрашивает и проверяет различные документы, такие как договоры, акты, бухгалтерскую и налоговую отчетность, кассовые книги и другие документы, связанные с деятельностью налогоплательщика.

5. Проверка на месте. Проверка проводится непосредственно у налогоплательщика в его офисе или на другом месте осуществления деятельности.

6. Оценка результатов проверки. По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, в котором отражаются выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.

7. Последствия проверки. В случае выявления нарушений налоговый орган может применить меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

8. Заключение проверки. По окончании проверки налоговый орган составляет заключение, в котором указываются результаты проверки и принятые меры.

Выездная налоговая проверка проводится с соблюдением установленных правил и процедур с целью обеспечения исполнения налогового законодательства и защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Цели и задачи проверки

Выездная ревизия ставит своей целью определить:

  • верность расчета налогов;
  • произведение отчислений в срок;
  • соблюдение законодательных норм;
  • сумму налоговых взысканий и санкции для привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения.

Цели достигаются выполнением следующих задач:

  • предпроверочным и текущим анализом хозяйственной и финансовой деятельности плательщика налогов;
  • выявлением несоответствия и недочетов в бухотчетности;
  • оценкой нарушений и их воздействия на налоговую базу;
  • формированием итогов анализа, их обоснованием и подтверждением.

Какую ответственность несут предприниматели при проведении выездной налоговой проверки

Первоначально, предприниматели должны предоставить налоговым инспекторам все необходимые документы и данные, касающиеся деятельности предприятия. Это включает в себя бухгалтерскую документацию, отчеты о доходах и расходах, налоговые декларации и другие документы, связанные с налогообложением.

В случае выявления нарушений или несоблюдения налогового законодательства, предприниматели могут быть подвержены штрафам и санкциям. Размер этих штрафов зависит от степени нарушения и может быть значительным. Кроме того, налоговые органы имеют право блокировать расчетные счета и имущество предпринимателя в случае выявления серьезных нарушений.

Помимо финансовых санкций, предприниматели также могут понести репутационные потери. Публичное раскрытие налоговых нарушений может негативно сказаться на имидже компании, что может привести к утрате клиентов и деловых партнеров.

Итак, предприниматели несут ответственность за соблюдение требований налоговых органов и предоставление необходимой информации во время выездной налоговой проверки. В случае выявления нарушений они могут быть подвержены финансовым санкциям и репутационным потерям. Поэтому крайне важно серьезно относиться к соблюдению налогового законодательства и вести бухгалтерию в соответствии с установленными требованиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *