Судебная трасологическая экспертиза при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная трасологическая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Номенклатура трасологической экспертизы при ДТП

Для проведения объективного трасологического исследования дорожно-транспортного происшествия, эксперт-трасолог должен владеть максимальным количеством информации о происшествии. Подавать же нужные для экспертизы материалы следует в виде:

  • схемы места аварии на основании, фиксирующих факт ДТП, актов;
  • протокола осмотра места происшествия, составленного правоохранительными структурами;
  • фотографий и видео с места аварии, соответствующих судебным нормам;
  • протокола техосмотра транспортного средства на предмет подтверждения его исправности;
  • справка-свидетельство о ДТП от службы ГБДД;
  • фото или видео ДТП, сделанное участниками самого происшествия.

Также трасологу необходимо предоставить возможность наружного обследования полученных повреждений у всех автомобилей-участников аварии.

Состав документов, подаваемого на транспортный анализ, может изменяться в зависимости от объема исходных данных и поставленных задач. К примеру, иногда бывает достаточно только одних подробных фотоматериалов ДТП.

  • классификационные;
  • диагностические;
  • идентификационные;
  • ситуационные.

Классификационные – установление того, являются ли обнаруженные следы следами обуви, какой полупарой обуви (для правой либо левой ноги) оставлены данные следы, обувью с каким строением ходовой поверхности подошвы (с каблуком либо без каблука, с рисунком или без рисунка, домашняя обувь либо обувь для занятия спортом и так далее); являются ли следами ног в носочно-чулочных изделиях, каких.

Диагностические – установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные; наслоение, отслоение; статические, динамические), определение размера обуви, установление ее отличительных особенностей; установление наличия особенностей лица, носившего проверяемую обувь; установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные, наслоение, отслоение, статические, динамические), определение размера стопы, установление ее отличительных особенностей.

Идентификационные – установление конкретной обуви, одной или разной обувью оставлены следы (при наличии нескольких следов), установление конкретного чулочно-носочного изделия, одним или разным изделием оставлены следы (при наличии нескольких следов).

Читайте также:  Сроки осенней охоты 2023 в коми

Ситуационные – реконструкция происшествия по множественным следам, в том числе и по дорожке следов.

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

Сравнительным материалом служит обувь. Объектами экспертизы следов ног в чулках (носках) являются сами следы и их копии, т.е. те же объекты, что и при экспертизе следов обуви. В качестве сравнительного материала представляются отпечатки ноги в чулке (носке) не менее трех с каждой нижней конечности и чулок (носок), который по предположению был на ноге проверяемого лица в момент оставления следа.

При проведении экспертизы дорожки следов ног необходимо представить схему и масштабные фотоснимки дорожки следов, подробное описание всех элементов дорожки (длины шага, ширины, величины угла постановки стопы и др.), описание характера и состояния следовоспринимающей поверхности, масштабные фотоснимки следов, которые изымались, до их изъятия или изготовления слепков. Копии (слепки) следов должны быть изготовлены не менее чем с двух-трех четких следов каждой ноги.

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов ног и обуви

  • Пригодны ли для идентификации следы ног или обуви?
  • Обувью какого типа (назначение, вид, модель, размер) образованы следы?
  • Одной или разной обувью оставлены следы?
  • Оставлены ли следы обуви обувью, изъятой у конкретного лица?
  • Не оставлены ли следы ног в чулочно-носочных изделиях конкретным лицом?
  • Каков механизм образования следов (образованы ли при ходьбе, беге, лицом, несшим значительный груз, и др.)?
  • Каковы отобразившиеся в следах анатомические особенности человека?
  • Оставлена ли дорожка следов конкретным лицом?

  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные.

Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.

Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.

Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов

  • Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
  • Каким предметом образованы следы?
  • С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
  • Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
  • Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
  • Не оставлены ли следы проверяемым предметом?

Методика проведения исследования

Применяемые методы зависят от того, какие конкретно цели и задачи стоят перед экспертизой. По видам объектов исследования условно можно выделить несколько подгрупп, в частности:

  • Сколько автомашин успели оставить следы на месте аварии?
  • Каким из транспортных средств они принадлежат, в том числе — с точным определением принадлежности изъятых следов протекторов каждой из моделей?
  • Насколько обнаруженные следы, с учетом их форм и размеров предполагают возможность столкновения данных автомашин?
  • Какова конкретная принадлежность поврежденных фрагментов, которые обнаружились на месте ДТП?
  • Насколько вероятно, что эти фрагменты некогда являлись единым целым (стеклом, пластмассой, краской) либо это детали от различных автомобилей?

Если экспертиза была проведена по решению суда, а ее результаты не вызывают особого восторга, следует убедиться, что, во-первых, экспертное заключение представляет собой взаимосвязь логических цепочек с исключением вероятности двоякого истолкования фактов. Малейшая предвзятость или несоответствие дают вам право усомниться в результатах экспертизы и потребовать признать их недействительными.

В частности, для этого следует скрупулезно изучить экспертное заключение и зафиксировать даже небольшие неточности в описании причинно-следственных связей и обстоятельств аварии, показаний очевидцев, сведений приведенных в «полицейской» документации, с обращением особого внимания на протокол осмотра места ДТП.

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу в Московской области в 2023 году ветеран

Об обнаруженных несоответствиях и ваших претензиях к работе эксперта лучше всего сообщить в его присутствии прямо в зале судебных заседаний. Это будет официально запротоколировано и с высокой долей вероятности судья назначит дополнительные исследования.

При недостаточной уверенности в собственных силах рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста, имеющего опыт участия в подобных обстоятельствах.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

  • Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.
  • Актуальные наказания и штрафы за несоблюдение дистанции. Советы юриста как вести себя.
  • Как грамотно оценить ущерб от ДТП? Инструкция: кто и как оценивает и назначает экспертов.
  • Что делать, если вы попали в ДТП. Подробная инструкция и правила оформления.
  • Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.

Собственно, трасология, в качестве одного из разделов криминалистики, занимается изучением различных следов, оставленных на месте происшествия:

  • механизмом образования;
  • способами обнаружения;
  • методами фиксации.

Если говорить о следах, оставленных транспортными средствами, то это не только след протектора на асфальте, но также:

  • все последствия, оставшиеся на кузове ТС (сколы, царапины, вмятины, иное);
  • фрагменты частей автомобиля;
  • кровь на проезжей части или ТС, иное.

Соответственно, в качестве предмета трасологических исследований выступает возможность установить все обстоятельства ДТП, через изучение оставленных следов.

Трасологические исследования успешно применяют в следующих ситуациях:

  • если нужно оспорить отказ страховой компании полностью или частично компенсировать страховые возмещения, когда причиной выступает несоответствие имеющихся повреждений фактическим обстоятельствам аварии;
  • при рассмотрении гражданских дел, согласно иску, направленному на возмещение ущерба, полученному в ДТП;
  • начато уголовное преследование, если есть подозрения совершения преступлений, связанных с использованием ТС и нарушенными правилами дорожного движения;
  • дела административных правонарушений.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

  1. По принадлежности следов от транспортных средств:
    • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
    • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
    • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
    • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
    • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
  2. Восстановление целостности картины по частям:
    • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
    • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
    • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
  3. Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
    • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
    • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
  4. Выявление конкретного места ДТП:
    • На какой полосе произошло столкновение?
    • В каком ряду стояли машины?
    • Как располагались автомобили во время столкновения?
Читайте также:  Алименты на мать ребенка вне брака

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Как проводится трасологическая экспертиза при ДТП и зачем это нужно

Многие автовладельцы, по несчастливому стечению обстоятельств ставшие участниками ДТП, находятся в сильном стрессе.

И это неудивительно, ведь направляющийся по своим делам человек даже предположить не мог, что спустя несколько минут он попадёт в аварию и все предыдущие планы попросту разрушатся.

Зачастую доказать невиновность того или иного участника дорожного происшествия помогает трасологическая экспертиза при ДТП, о праве на которую многие современные автовладельцы могут даже не догадываться.

Специалисты помогут разобраться в случившемся ДТП

На самом деле, трасологическая экспертиза, проведённая на месте аварии, помогает разобраться во многих деталях происшествия.

Она является отдельным разделом криминалистической науки, посредством которой сотрудники внутренних органов исследуют оставленные на месте ДТП следы.

Все собранные материалы впоследствии дополнительно исследуются, устанавливается их отношение к случившемуся.

Дело в том, что трасологическая экспертиза после ДТП помогает внести ясность в произошедшее дорожно-транспортное происшествие, детально изучить ситуацию и определить виновного в аварии.

Согласно настоящему исследованию у сотрудников ГИБДД появляется возможность найти точные ответы на множество вопросов, на которые не могут чаще всего ответить даже участники произошедшего. Посредством экспертизы устанавливаются причины, повлёкшие ДТП, а также их последствия.

Кроме того, это исследование устанавливает не только характер повреждений, нанесённых транспортным средствам, но и временной промежуток их появления (устанавливается факт нанесения повреждений в момент ДТП или до него).

Кратко по теме взыскания с виновника ДТП

Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения Украины, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.

Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.

Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *