Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

— установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, ст. 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;

— запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (ст. 248 ТК РФ).

Если водитель передумал исполнять условия соглашения о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе (ст. 233 ТК РФ).

Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.

К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.

При этом отмечено, что:

Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.

Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.

Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:

В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:

По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.

Разновидность возмещаемого ущерба водителем

Согласно ст. 241 ТК РФ каждый сотрудник несет матответственность в размере своей месячной зарплаты. Это общее положение, которое не зависит от размера причиненного убытка.

Взыскание соразмерного ущерба предусматривается лишь в том случае, когда был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя. С другой стороны, подобные соглашения можно заключать далеко не со всеми категориями сотрудников. Ст. 244 ТК РФ содержит полный список профессий, с которыми можно заключать подобные договора. Это должности, предусматривающие непосредственный контакт с деньгами, драгоценностями и иными материальными ценностями. Договор материальной ответственности с водителем заключается в том случае, если работник занимает должность шофера инкассаторской машины или аналогичную профессию. Иначе соглашение заключить не получится.

Казалось бы, можно смело утверждать, что с людей, которые не подписывали соглашение о полном возмещении ущерба, его невозможно потребовать. На самом деле это не так. Возмещение ущерба проводится независимо от привлечения работника к какой-либо категории профессий или от факта подписанного договора, что характерно для следующих ситуаций:

Данные пункты оговорены в ст. 243 ТК РФ.

Материальная ответственность водителя экспедитора и связанные с этим обязанности

Стремительные и не всегда положительные изменения рыночной экономики просто вынуждают водителей транспортных компаний дополнительно выполнять обязанности экспедитора.

Принимая груз, водитель заключает договор материальной ответственности за служебный автомобиль и груз и с этого момента становится материально ответственным лицом. Снимается данная ответственность при получении груза заказчиком. Прежде чем взять на себя такую ответственность и в случае непредвиденных ситуаций справедливо понести наказание, водитель должен проконтролировать некоторые моменты.

Читайте также:  Трудовая книжка: для чего нужна и кем заполняется

Ответственность водителя велика, поэтому не стоит начинать транспортировку груза, не проверив прилагаемый к товару пакет документов. Сопроводительные документы должны быть соответствующего образца, в необходимом количестве экземпляров, оформлены и заполнены в соответствии с нормами законодательства.

Следующее, что стоит сделать:

  • проверить наличие и соответствие занимаемого количества мест документам;
  • целостность упаковки;
  • правильность размещения;
  • надёжность креплений в автомобиле.

Материальная ответственность водителя

Все вышеперечисленные меры направлены на обеспечение сохранности и целостности транспортируемого товара. При этом сам водитель должен быть особенно заинтересован в качественной и своевременной доставке, ведь материальная ответственность водителя наступает в случаях повреждения или потери груза. Размер нанесённого ущерба взыскивается с водителя.

Важно

Работник любого предприятия может быть привлечён к ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей, особенно если нанесён материальный ущерб.

В случае нахождения водителя и предприятия в трудовых отношениях, размер материальной ответственности ограничен размером среднемесячной заработной платы водителя, независимо от величины нанесённого ущерба. Также есть определённые ситуации, при которых предприятие желает возложить на водителя полную ответственность за перевозимый груз и взыскать деньги за причинённый ущерб в полном размере (стоимость утерянного груза). Они требуют переведение правоотношений в категорию гражданско-правовых.

Когда перевозчик (не) виноват

Конвенция о договоре международной перевозки грузов при этом предусматривает презумпцию вины перевозчика. Как правило, перевозчик отвечает в полной или частичной утраты или повреждения груза, которые происходят с момента принятия груза (подписания водителем акта приемки и CMR) и до момента его сдачи. Также перевозчик отвечает за просрочку в доставке груза.

И единственный шанс избежать штрафов и ответственности — доказать отсутствие своей вины. То есть доказать дефектность груза или наличие обстоятельств и их последствий, которые перевозчик (водитель) не смог предотвратить.

Есть два случая, когда с перевозчика снимается ответственность за то, что при доставке груза обнаружились его повреждения, недостача или груз в принципе не попал к получателю.

  • Первый случай — когда перевозчик доказывает, что повреждение, порча или утрата груза возникли по вине отправителя или получателя. Например, из-за срывов срока отправки/приемки товара не по вине перевозчика, из-за того, что товар испортился в негерметичной таре или при неправильной упаковке и т.п. В этом случае возмещать ущерб перевозчик не будет.
  • Другой случай обозначается формулировкой «наступление обстоятельств непреодолимой силы». К таким относятся природные катаклизмы, военные действия и т.п. То есть это такие обстоятельства, вред от которых невозможно ни предвитель, ни предотвратить, а сам ответственный при этом принял все меры, чтобы защитить груз (см. примеры).

В каких еще случаях водитель полностью отвечает за ущерб

Если сотрудник не просто управляет транспортным средством, но и осуществляет функцию экспедитора либо кассира. Так, правомерно заключить договор материальной ответственности водителя такси за автомобиль, где работник отвечает за ущерб в полной мере. Важно, чтобы договор с ним или должностная инструкция содержали перечень обязанностей, дающих право на заключение такого договора.

В этом случае полностью финансово отвечает сотрудник только за вверенные ему ценности, а ситуация с возмещением за автомобиль останется прежней.

Типовая форма договора полного обязательства предусмотрена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 №85. Если речь идет про договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя бензовоза, то такая форма правомерна в случае признания бензина материальной ценностью. Тогда должность указывается как водитель-экспедитор.

Работодатель вправе включить в типовую форму дополнительные условия или отдельные обязанности для сотрудника или использовать собственную форму документа. Издавать приказ по организации для этого не нужно.

о материальной ответственности водителя-экспедитора

и ООО «Весна» в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Работник принимает на себя обязательство нести материальную ответственность за недостачу или порчу переданных ему для перевозки и передачи грузов (далее — имущество), а Работодатель обязуется обеспечивать надлежащие условия для сохранности вверенного Работнику имущества.

1.2. Материальная ответственность Работника состоит в его обязанности возмещать причиненный Работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Работник обязуется:

2.1.1. Бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него обязанностей имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба.

2.1.2. Своевременно сообщать Работодателю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества.

2.1.3. Вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении вверенного ему имущества.

2.1.4. Давать письменные объяснения по поводу возникновения ущерба.

2.2. Работник вправе:

2.2.1. Участвовать в проведении проверок, проводимых для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

2.2.2. Знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Читайте также:  Документы для новорожденного в мфц

2.3. Работодатель обязуется:

2.3.1. Обеспечивать надлежащие условия для сохранности имущества, вверенного Работнику.

2.3.2. Знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный Работодателю, а также иными нормативными правовыми актами о порядке хранения, приема, обработки, продажи, перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом.

2.3.3. До принятия решения о возмещении ущерба Работником провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

2.4. Работодатель вправе:

2.4.1. С целью проведения проверки для установления причиненного ущерба создавать комиссию с участием соответствующих специалистов.

2.4.2. Требовать от Работника письменные объяснения для установления причины возникновения ущерба. В случае отказа или уклонения Работника от предоставления указанных объяснений составлять соответствующий акт.

2.4.3. С учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с Работника.

3. Определение размера и порядок взыскания причиненного ущерба

3.1. Размер ущерба, причиненного Работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

3.2. Взыскание с виновного Работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению Работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления Работодателем размера причиненного Работником ущерба.

3.3. Если месячный срок истек или Работник не согласен добровольно возместить причиненный Работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с Работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только по решению суда.

3.4. Работник, виновный в причинении ущерба, имеет возможность добровольно возместить его полностью или частично. В этом случае Работник представляет Работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

3.5. В случае увольнения Работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

4. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность Работника

4.1. Материальная ответственность возлагается на Работника при наличии его вины в причинении ущерба.

4.2. Материальная ответственность Работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения Работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного Работнику.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение всего срока трудового договора с Работником.

5.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из сторон.

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:

— сотруднику есть 18 лет;

— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;

— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).

На заметку

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.

Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Читайте также:  Что полагается безработной беременной в 2023 году

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *