Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску (статьи 85 — 91)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску (статьи 85 — 91)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В ст. 223 КАС РФ с отсылкой к общим положениям гл. 7 данного Кодекса о применении мер предварительной защиты по административному иску предусмотрена возможность приостановления судом действия оспариваемого решения, действия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Комментарий к ст. 223 КАС РФ

Ранее подобным образом в ч. 4 ст. 254 ГПК РФ предусматривалось, что суд вправе приостановить действие оспариваемого решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда.

Как разъяснялось в п. 19 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2, исходя из данных положений судья вправе приостановить действие оспариваемого решения не только по заявлению лиц, участвующих в деле, но и по собственной инициативе, что не предрешает результата рассмотрения дела судом. Там же отмечено следующее:

— вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя;

— однако, если федеральным законом предусмотрено приостановление выполнения соответствующего решения в случае его оспаривания, судья обязан проверить, приостановлено ли выполнение оспариваемого решения органом или должностным лицом после поступления к ним жалобы на это решение (например, п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», ст. 52 Федерального закона «О защите конкуренции»). Если этого не было сделано, суду следует вынести определение о приостановлении действия этого решения до вступления решения суда в законную силу.

Следует также упомянуть, что норма, аналогичная рассматриваемой, содержится в ч. 3 ст. 199 АПК РФ: по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения. Рекомендации, которыми следует руководствоваться арбитражным судам при рассмотрении таких ходатайств, даны в информационном письме Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» .

———————————

ВВАС РФ. 2004. N 10.

Адвокат по применению мер предварительной защиты в Екатеринбурге

Наши адвокаты готовы помочь Вам в его составлении т.к. предлагаемые образцы не учитывают специфику вашего спора, при заполнении образца Вы не учтете индивидуальные особенности именно вашего спора.

Если заявителя не устраивает решение суда, то его можно обжаловать. В этом случае можно также обратиться к нам за юридической помощью. Наши адвокаты разберутся в Вашем вопросе и предпримут соответствующие меры в защите прав и интересов обратившегося за помощью.

Наш юрист обладает большим опытом работы в сфере применения КАС РФ и мер предварительной защиты по административному иску. Вам можно будет рассчитывать на то, что результат сотрудничества удовлетворит истца. Важно грамотно заполнить все необходимые исковые документы. Если все сделаете правильно и серьезно отнесетесь к решению проблемы, то есть все шансы на ее успешное разрешение. Заручитесь поддержкой наших опытных специалистов.

Статья 87. Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску.

1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судьей единолично в судах первой и апелляционной инстанций.

2. В случае, если заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 86 настоящего Кодекса, суд оставляет это заявление без движения на основании статьи 130 настоящего Кодекса, о чем немедленно сообщает лицу, его подавшему.

3. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд или после устранения в заявлении выявленных судом недостатков.

4. В удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если основания для применения таких мер отсутствуют.

5. О применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом суд выносит определение, копии которого незамедлительно направляются лицам, участвующим в деле.

6. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Статья 90. Обжалование определения суда о применении или об отмене мер предварительной защиты по административному иску.

1. На определение суда о применении или об отмене мер предварительной защиты по административному иску может быть подана частная жалоба.

2. В случае подачи частной жалобы на определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску суд не приостанавливает исполнение этого определения. В случае подачи частной жалобы на определение суда об отмене мер предварительной защиты по административному иску суд приостанавливает исполнение этого определения.

ВС разъяснил применение норм КАС РФ в кассации

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

1. Понятие и виды процессуальных сроков. Процессуальный срок — это предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с которым связывается необходимость совершения конкретных процессуальных действий либо наступления иных правовых последствий.

Виды процессуальных сроков:

1) по субъектам, которым адресован срок:

  • установленные для суда;
  • установленные для участников процесса и иных лиц;
  • установленные одновременно для суда и иных участников процесса;

2) по порядку установления:

  • установленные законом;
  • установленные судом;

3) по способу исчисления:

  • определяемые конкретным промежутком времени;
  • определяемые указанием на конкретную календарную дату;
  • определяемые указанием на конкретное событие (например, «до вступления решения суда в законную силу»).

2. Порядок исчисления процессуальных сроков. По общему правилу течение процессуальных сроков начинается на следующий день после наступления события или календарной даты, которыми определено его начало. Однако если процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение срока начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его начало.

Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. Кроме того, допускается возможность исчисления процессуального срока в часах: например, в соответствии с ч. 1 ст. 267 КАС административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение 48 часов с момента помещения данного гражданина в специальное учреждение. В этом случае течение процессуального срока начинается непосредственно с наступления даты или события, которыми определено его начало.

Читайте также:  Возможно ли в условиях пандемии пересечение границ РФ из Казахстана для трудоустройства вахтовым методом?

Общие правила рассмотрения дел административного судопроизводства

Или, например, из ч. 5 ст. 243 Кодекса следует, что при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде: — наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия; — приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; — запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. В ч.

Образец заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску

В ходатайстве о проведении экспертизы необходимо указать учреждение, в котором Вы планируете проводить данную экспертизу (при этом желательно быть готовым обосновать, почему именно в этом учреждении Вы просите провести экспертизу – например наименьшая себестоимость по сравнению с аналогичными учреждениями или многолетний опыт работы и т. д.). Также в ходатайстве указываются вопросы, которые Вы хотите поставить перед экспертами.

При этом целесообразно ставить вопросы о том, какая категория годности должна была быть Вам установлена именно на момент медицинского освидетельствования. Также представляется целесообразным в случае ходатайства о проведении экспертизы составлять требования таким образом, чтобы суд в полном объеме восстановил нарушенные права.

Например, просить суд обязать призывную комиссию вынести решение об освобождении от призыва на военную службу.

Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Тема 5. Общие правила рассмотрения дел административного судопроизводства.

Или, например, из ч. 5 ст. 243 Кодекса следует, что при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде: — наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия; — приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; — запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. В ч.

Внимание

О времени и месте судебного заседания извещаются лица, которые участвуют в процессе, однако их отсутствие не препятствует разбирательству по данному заявлению. Судебное заседание оканчивается вынесением судебного определения, копии которого направляются участникам процесса. О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи.

В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу. Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее. В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены данным Кодексом (часть 1 статьи 141 КАС РФ). При этом по смыслу части 2 статьи 141 КАС РФ по сложному административному делу срок рассмотрения и разрешения дела, установленный в данной или другой специальной статье Кодекса, может быть продлен не более чем на один месяц определением, вынесенным председателя суда, его заместителем без проведения судебного заседания и, соответственно, осуществления аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.
Заявление может быть оставлено без движения, если не соответствует установленным требованиям, о которых мы рассказывали ранее. Заявление об использовании МПЗ подлежит рассмотрению не позднее чем на следующий день после его получения судом или после устранения недостатков, послуживших причиной оставления заявления без движения. Эти же сроки применяются и в том случае, когда ходатайство было заявлено в самом исковом заявлении.
Меры предварительной защиты по административному иску осуществляются на основании определения, которое выносится без присутствия участников судебного процесса и приводится в исполнение незамедлительно. Копии данного определения направляются участникам процесса также без промедления. При отсутствии оснований для использования МПЗ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (определение Мосгорсуда от 10.11.2017 по делу № 33а-5510/2017).

Жалоба на названные определения судов апелляционной инстанции подается в порядке, установленном статьей 319 КАС РФ. Процессуальные сроки 31. По смыслу части 2 статьи 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, поэтому для его рассмотрения не требуется проведения судебного заседания и, соответственно, осуществления аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.Под мерами предварительной защиты по административному иску следует понимать принятые судом запреты и (или) ограничения, соотносимые и соразмерные заявленным требованиям, необходимые для недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

Такое заявление, поданное участниками процесса, подлежит рассмотрению в судебном заседании в 5-дневный срок с момента его поступления в судебный орган. Меры предварительной защиты по административному иску Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

  • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
  • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
  • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

По смыслу части 1 статьи 90 КАС РФ на определения суда о применении мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом, об отмене мер предварительной защиты по административному иску или об отказе в этом может быть подана частная жалоба. Жалоба на названные определения судов апелляционной инстанции подается в порядке, установленном статьей 319 КАС РФ. Процессуальные сроки 31. По смыслу части 2 статьи 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, поэтому для его рассмотрения не требуется проведения судебного заседания и, соответственно, осуществления аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.

Читайте также:  Сколько стоит перевес багажа s7 2023

По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. 2.
Допускается указать приведенные выше сведения непосредственно в исковом заявлении. Ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена государственная пошлина за подачу рассматриваемого заявления. О размерах госпошлины, применяемой при подаче искового заявления, читайте в статье Госпошлина по административному исковому заявлению.
Порядок подачи заявления о предварительной защите Заявление об использовании МПЗ может быть подано прокурором или административным истцом (п. 1 ст. 86 КАС РФ):

  • вместе с исковым заявлением, в том числе путем указания ходатайства в самом иске;
  • или до момента окончания судебного разбирательства в суде 1 инстанции;
  • или до момента вступления судебного решения в законную силу.

Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Статья 86. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску

1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении.

1.1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

2. В заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);

3) предмет административного иска;

4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;

5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;

6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Суд проводит разбирательства в части мер предварительной защиты, направленных на защиту, в следующих случаях:

  • если истцу требуется приостановка исполнения обжалуемого решения;
  • если без принятия соответствующих защитных мероприятий невозможно обеспечить защиту прав обратившегося за судебной защитой лица.

Обязательным условием является соотнесенность обстоятельств, на которые указывает исковое заявление о применении мер предварительной защиты, и фактически предпринимаемых судебными органами защитных мероприятий по обеспечению безопасности. В главе 7 КАС РФ определены все правовые аспекты урегулирования вопросов иску административного характера: от условий его подачи до причин, по которым подается ходатайство о применении мер предварительной защиты.

Кроме того, в этой главе закона указаны возможные варианты замены способов защитных мероприятий, при которых подобные действия отменяются. Обязательным условием принятия к рассмотрению судом является правильно оформленное заявление о применении мер предварительной защиты, образец которого можно найти на специализированных интернет-сайтах.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Документы, прикладываемые к иску об оспаривании действий должностных лиц по КАС РФ

К административному иску об оспаривании действий чиновников на основании п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 220 Кодекса следует приложить:

  • копию самогоиска или уведомление о его вручении участникам процесса, если он был отправлен по почте;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы, которые свидетельствуют о том, что осуществленные действия или допущенное бездействие чиновника были неправомерны;
  • доверенность и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юробразования, в том случае, если в процессе участвует представитель (обязательное участие представителя в данной категории дел не требуется);
  • жалоба и ответ на нее, если таковая подавалась до обращения в суд.

Общие правила оспаривания действий должностных лиц по КАС РФ

Условиями обжалования произведенных действий или допущенного бездействия чиновников являются:

  • нарушение законных прав и интересов истца;
  • создание препятствий для реализации истцом его законных прав и интересов;
  • незаконное возложение на истца дополнительных обязанностей.

Обратите внимание! Обязанность по доказыванию того, что обжалуемыми действиями или бездействием были нарушены права истца или лица, в чью защиту подается АИ, лежит на лице, обратившемся с иском (п. 11 ст. 226 Кодекса).

Читайте также:  Негосударственный пенсионный фонд согласие как узнать свои накопления

Чиновник или госорган, чьи действия обжалуются, должны доказать:

  • наличие полномочий на совершение произведенного действия или допущенного бездействия;
  • соблюдение порядка осуществления обжалуемого действия или бездействия;
  • основания для производства действия или допущения бездействия, которые оспариваются;
  • соответствие осуществленного действия или допущенного бездействия нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения.

Меры предварительной защиты по административному иску

Внимание

О времени и месте судебного заседания извещаются лица, которые участвуют в процессе, однако их отсутствие не препятствует разбирательству по данному заявлению. Судебное заседание оканчивается вынесением судебного определения, копии которого направляются участникам процесса. О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи.

В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу. Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее. В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено.

Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 7] [Статья 85]

1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Образец заявления о применении мер предварительной защиты

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении. 1.1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Комментарий к ст. 85 КАС РФ

1. Меры предварительной защиты по административному иску являются аналогом мер обеспечения иска (гл. 8 АПК, гл. 13 ГПК). Их значение заключается в защите прав административного истца от действия оспариваемого акта, от продолжения нарушения его прав в период рассмотрения административного иска, в том числе в защите его имущественных интересов. Институт предварительной защиты по административному иску является также средством, гарантирующим исполнение будущего судебного решения. Сам механизм предварительной защиты заключается в принятии мер, с помощью которых гарантируется в дальнейшем исполнение судебных решений и обеспечивается защита административного истца на период рассмотрения дела.

Как отмечено в п. 2.1 Определения КС РФ от 25 сентября 2014 г. N 2182-О, «положения части 2 статьи 90 и части 3 статьи 93 АПК РФ, устанавливающие, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, и в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, а при отсутствии таких оснований в обеспечении иска может быть отказано, направлены — во взаимосвязи с другими предписаниями главы 8 АПК РФ — на недопущение неисполнения судебного акта и тем самым выступают правовой гарантией исполнимости судебных решений…». Указанная правовая позиция КС РФ распространяется на дела как гражданского, так и административного судопроизводства.

Основные различия мер предварительной защиты по административному иску и обеспечительных мер по гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК заключаются в следующем. Во-первых, в арбитражном процессе обеспечительные меры подразделяются на меры обеспечения иска и предварительные обеспечительные меры, применяемые до предъявления иска. В гражданском процессе также имеются предварительные обеспечительные меры по одной категории дел (ст. 144.1 ГПК). Что касается гл. 7 КАС, то здесь допускаются только меры предварительной защиты по поданному административному иску, до обращения в суд применение таких мер невозможно.

Во-вторых, более узким является круг мер предварительной защиты по сравнению с мерами, предусмотренными в гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК.

В-третьих, установлены нормативные запреты на возможность использования некоторых мер предварительной защиты по отдельным видам административных исков. Например, принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается, кроме запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС).

То же самое касается административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При их рассмотрении и разрешении в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума (ч. 5 ст. 243 КАС).

В АПК и ГПК не установлено нормативных запретов на применение тех или иных обеспечительных мер, однако они выводятся из судебной практики и были сформулированы, в частности, в постановлениях пленумов высших судов.

В-четвертых, есть некоторые различия процедурного характера. Например, в отдельных случаях (ст. 225.6 АПК) допускается рассмотрение заявления о применении обеспечительных мер в судебном заседании с вызовом сторон, в то время как заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей во всех случаях без извещения лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 87 КАС).

Остальные вопросы процессуально-процедурного характера схожи с регулированием в ГПК и АПК и не имеют признаков, которые бы отличали их от обеспечительных мер в гражданском и арбитражном процессах. В частности, меры предварительной защиты по административному иску также по смыслу гл. 7 КАС имеют срочный и временный характер. Срочность означает безотлагательность разрешения заявления о мерах предварительной защиты, а также процедурную упрощенность разрешения данного вопроса. Временный характер мер заключается в ограниченности их действия периодом рассмотрения административного дела, а также тем обстоятельством, был удовлетворен административный иск или нет.

2. Какими могут меры предварительной защиты по административному иску? В отличие от ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК в КАС не содержится такого относительно исчерпывающего перечня. Из ч. 2 комментируемой статьи следует, что в качестве мер предварительной защиты могут применяться:

Приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

Запрет на совершение определенных действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *