Контроль коллективных договоров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль коллективных договоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.

Что может и должен регулировать колдоговор

Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:

  • оплата труда – ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
  • система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
  • продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
  • пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
  • обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
  • ответственность работников и нанимателя;
  • охрана здоровья работающих на предприятии;
  • как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.

Комментарий к ст. 51 ТК РФ

1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляют прежде всего представители социальных партнеров.

2. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в т.ч. могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении. Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании (конференции) работников, профсоюзной конференции и т.п.

3. Для проведения контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т.д.

Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю (работодателям), поскольку именно на него возложено исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает порядок и сроки предоставления информации: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером.

5. Контроль за соблюдением коллективных договоров и соглашений осуществляют и профсоюзные правовые инспекции (Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, утв. Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 N 4-2).

Что может и должен регулировать колдоговор

Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:

  • оплата труда – ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
  • система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
  • продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
  • пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
  • обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
  • ответственность работников и нанимателя;
  • охрана здоровья работающих на предприятии;
  • как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.

Основные понятия социального партнерства и его принципы

Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Регламентация и формы проведения контроля коллективного договора или сделки

На сегодняшний день в современном трудовом законодательстве выделяется две самые основные формы контроля за соблюдением условий коллективного договора:

  • внутренний контроль;
  • внешний контроль.

Следует отметить, что внешний контроль достаточно хорошо регламентирован в нормативно-правовых актах РФ, поэтому его проведение не вызывает никаких проблем и сложностей. Так, контроль за деятельностью работодателей и их официальных представителей осуществляется на основании Трудового кодекса РФ, а также федеральных законов, например, под № 10-ФЗ.

Внешний контроль могут осуществлять различные органы, которые наделены подобной компетенцией.

В частности, это могут быть не только профсоюзные организации, но и органы государственной власти различных уровней, начиная с Минтруда РФ и заканчивая муниципальными органами по охране труда.

Читайте также:  Правила уборки подъезда в многоквартирном доме в 2023 году

Внутренний контроль за соблюдением всех условий коллективного договора должен осуществляться самими субъектами правоотношений как на постоянной основе, так и на временной. Это связано с тем, что как таковой регламентации по проведению внутреннего контроля в современном трудовом законодательстве не предусмотрено.

Поэтому условия осуществления подобного надзора должны быть включены в коллективный договор или соглашения, которые тем или иным образом смогут упорядочить подобную работу.

Если обратиться к практике, то внутренний контроль также подразделяется на две основные формы:

Большего интереса с юридической точки зрения заслуживает совместный внутренний контроль. Это связано с тем, что в его осуществлении принимают непосредственное участие представители всех сторон коллективного соглашения. Благодаря этому удается найти наиболее приемлемые точки соприкосновения субъектов, а также закрепить дополнительным соглашением или коллективным договором основные критерии проведения внутреннего контроля.

Только подобная формализация надзора позволит максимально учесть интересы и права как самих работодателей, так и работников, которые заключили с юридическим лицом трудовой коллективный договор.

Для проведения внутреннего контроля в рамках организации могут быть созданы дополнительные органы, которые будут действовать на принципах, заключенных в соглашении:

  • специализированные комиссии, состав которых формируется из представителей всех сторон;
  • группы совместного контроля, формируемые на базе специализированных комиссий, но действующих в рамках отдельных подразделений.

Кроме того, стороны правоотношений должны создать орган управления подобными контрольными комиссиями, а также формализовать правовой статус всех указанных структур. Только в этом случае внутренний контроль будет не только упорядоченным, но и полностью легитимным.

Контроль за соблюдением условий колдоговора – наиболее важный механизм регулирования и регламентации правоотношений в трудовом коллективе, работающем в системе социального партнерства.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Следующий комментарий к статье 51 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 51 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Процедура заключения коллективного договора

Коллективный договор — локальный нормативный акт, в котором согласовываются интересы работодателя и трудового коллектива. Достигается это путем переговоров лиц, их представляющих.

Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 29-31, 33, 35-44, 50, 51) достаточно подробно регламентирует процедуру проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Остановимся на наиболее важных моментах.

Инициатива заключения коллективного договора может исходить от любой из сторон социального партнерства — как работодателя, так и работников. Для этого представители соответствующей стороны вначале принять решение о необходимости заключения коллективного договора, а затем — направить письменное предложение о начале коллективных переговоров, а представители стороны, его получившие — вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.

Здесь важно разобраться, кто может являться представителями сторон в коллективных переговорах, поскольку на полномочия сторон не в последнюю очередь обращают внимание органы, осуществляющие уведомительную регистрацию коллективных договоров, кроме того, как свидетельствует практика, нарушение процедуры заключения договора в этой части может стать поводом для признания его недействительным.

Итак, интересы работодателя при проведении переговоров представляет руководитель организации или уполномоченные им в соответствии с учредительными документами организации и локальными нормативными актами лица. В первом случае (если соответствующие полномочия зафиксированы в учредительных документах) каких-либо дополнительных подтверждений не требуется. Во втором случае, руководитель или иное уполномоченное учредительными документами лицо издает приказ о наделении тех или иных работников полномочиями на ведение переговоров, подписании необходимых документов в ходе коллективно-переговорной кампании. Поручить представлять свои интересы работодатель может и стороннему лицу. В этом случае также издается приказ, кроме того, соответствующие полномочия желательно продублировать в доверенности.

Читайте также:  Привлечение работника к материальной ответственности

Представителями работников, могут быть:

  • первичная профсоюзная организация (если она есть в организации), объединяющая более половины работников;
  • единый представительный орган, созданный по инициативе нескольких первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников;
  • иной представитель или представительный орган, избранный тайным голосованием на общем собрании или конференции работников из их числа.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Делегаты предварительно избираются в структурных подразделениях организации, желательно чтобы численность делегатов от каждого подразделения была пропорциональна численности работников соответствующего подразделения.

Наиболее распространенным примером иного представителя — если в организации нет профсоюза — является Совет трудового коллектива. Для того, чтобы работники могли избрать его в качестве своего представителя для переговоров по заключению коллективного договора, он должен быть предварительно создан, для придания ему большей «легитимности» в процессе переговоров и при заключении коллективного договора, деятельность, процедура избрания членов Совета, их полномочия, внутренний регламент работы и прочие нюансы фиксируются в положении о Совете.

Контроль за выполнением коллективного договора

В процессе проведения регистрационных процедур от государственного органа происходит обнаружение условий, содержащихся в документе, которые могут приводить к ухудшению положений личного состава по сравнению с положениями современного законодательства в трудовой сфере.

Согласно данным положениям эти условия могут признаваться недействительными и не подлежат применению. Выявив их, госорган в сфере труда осведомляет о данном моменте сторон, которые заключили соглашение, а также государственную инспекцию по труду.

После получения уведомления о том, что условия не актуальны, за ними закрепляется обязанность по уведомлению об этом факте лиц, на которых распространены основные положения. Получается следующее: субъекты и стороны, в отношении которых было применено условие, признанное недействительным, вправе обжаловать подобные уведомления и добиться признания их недействительности. Как уже отмечалось, сообщение направляется в государственную инспекцию по труду.

Особенности правового регулирования

КТД регулируется гл. 7 ТК РФ. В трудовом законодательстве содержится более 40 статей, допускающих урегулирование трудовых отношений между руководителем и сотрудниками в части коллективных договоров. Порядок их заключения установлен ч. 2 ТК РФ.

Рассматриваемый вид договора относится к срочным: действует 3 года с момента подписания сторонами. Если документ не продлить на основании ст. 43 ТК РФ еще на 3 года, то персонал не сможет воспользоваться закрепленными в нем гарантиями.

Для обеспечения контроля за исполнением КТД на основании ст. 51 ТК РФ формируется специальная ведомственная комиссия. Контроль коллективного трудового договора осуществляется непосредственно работодателем, сотрудниками, их представителями, профсоюзом работников и инспекцией по труду.

Следующий комментарий к статье 51 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 51 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня. Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.

Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.

Инфо

Согласно положениям действующего российского трудового законодательства, непосредственный контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как собственно, сторонами, заключившими данный договор, так и органами госконтроля за соблюдением современного трудового законодательства. При осуществлении контроля представители стороны должны своевременно предоставлять как друг другу, так и госорганам по труду всю требуемую информацию, которая должна быть необходимую предоставлена в срок, не превышающий одного месяца со дня запроса. Непредоставление работодателем упомянутой информации в означенный срок, влечёт за собой привлечение данного работодателя к ответственности административного характера.

Читайте также:  Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты

Контроль за выполнением коллективного договора — начало Контроль за выполнением колдоговора, начинается с момента регистрации последнего в уведомительном порядке в госоргане по труду.

Зачем нужен коллективный договор в организации?

Взаимоотношения между работниками и работодателями, направленные на обеспечение согласования их взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируются через социальное партнерство.

Договорное регулирование социально-трудовых отношений осуществляется путем заключения коллективных договоров в организациях после коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров. Представители работников и работодателя оговаривают, что именно будет прописано в коллективном договоре.

Коллективный договор заключается обычно по инициативе работников с целью улучшения условий труда, повышения социальной защищенности и т.д.

Для работодателя заключение такого договора может быть также выгодным. Так, заключая коллективный договор, работодатель имеет возможность в нем конкретизировать законодательство и защититься от непредсказуемых требований и поведения работников.

Коллективный договор – документ, регулирующий социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем. При его заключении работодатель должен учитывать, что прописанные в нем условия не должны ухудшать положение работников, снижать уровень их прав и гарантий, установленных законодательством.Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке – только работодателем. Коллективный договор является важнейшим внутренним локальным нормативным актом, содержащим обязательства работодателя и коллектива.

Для чего заключать коллективный договор? Так, если работники захотят, чтобы им ввели более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами или иными нормативными правовыми актами, или же они захотят ясности и стабильности в отношениях с работодателем, то будут настаивать на том, чтобы существующие, но не прописанные нигде условия труда были закреплены на бумаге. Некоторые работодатели полагают, что коллективный договор заключается только для работников, чтобы установить им дополнительные гарантии, компенсации и льготы. Но такое мнение ошибочно!

Рассмотрим положительные стороны заключения коллективного договора:

1. коллективный договор позволяет руководству организации, не только улучшить некоторые условия трудовых отношений, но и о себе позаботиться, так как довольно часто в нормативных актах имеются ссылки, позволяющие учесть расходы при исчислении некоторых налогов, если они предусмотрены именно коллективным договором. Согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ расходы на премии и любые социальные выплаты, прописанные в коллективном договоре, а не во внутренних документах, относятся на себестоимость, как необходимые расходы и работодатель не платит с них налоги.Коллективный договор нужен как доказательство обоснованности затрат.

2. наличие коллективного договора позволяет работодателюоптимизировать решение сразу нескольких проблем.

Во-первых, он помогает стабилизировать отношения с трудовым коллективом, через коллективный договор можно решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива и др.

Во-вторых, коллективный договор позволяет сократить объем кадрового документооборота. У работодателя нет возможности контактировать непосредственно с каждым работником, в этом случае взаимодействие с работниками он осуществляет посредством коллективного договора. А в трудовых договорах даются ссылки на общие правила, распространяющиеся на всех сотрудников.

В-третьих, коллективный договор для работодателя – это инструмент управления налоговой нагрузкой по налогу на прибыль.

К сожалению, некоторые работодатели коллективный договор рассматривают как чисто формальный документ.

3. коллективный договор помогает достигать следующие цели:

Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок, предоставление медицинского страхования, займов на обучение и прочих поощрений и льгот позволят избежать текучести кадров и удержать квалифицированных специалистов.

4. заключение коллективного договора – дело добровольное, ответственность за его соблюдение несут обе стороны. Такая обоюдная ответственность практически исключает возникновение трудовых споров, конфликтов и забастовок.

Инициатива о заключении коллективного договора может исходить как от рабочего коллектива, так и от руководителя. Однако, как показывает практика, чаще всего заключение коллективного договора инициируют работники.

Если инициатива исходила от сотрудников, работодатель не имеет права не подписать договор. В случае отказа работодателя от участия в переговорах его может ожидать административная ответственность и штраф в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда. И так же в том случае, если работодатель нарушит условия уже заключенного коллективного договора.

Большинство работодателей предпочитают обходиться без коллективных соглашений. Многие считают коллективный договор напрасной тратой времени, к тому же невыгодной руководителю.Однако не стоит забывать, что коллективный договор может стать гарантией стабильности предприятия. Правильно составленный коллективный договор впоследствии поможет руководителю сэкономить как минимум на судебных издержках.

Особенности правового регулирования

КТД регулируется гл. 7 ТК РФ. В трудовом законодательстве содержится более 40 статей, допускающих урегулирование трудовых отношений между руководителем и сотрудниками в части коллективных договоров. Порядок их заключения установлен ч. 2 ТК РФ.

Рассматриваемый вид договора относится к срочным: действует 3 года с момента подписания сторонами. Если документ не продлить на основании ст. 43 ТК РФ еще на 3 года, то персонал не сможет воспользоваться закрепленными в нем гарантиями.

Для обеспечения контроля за исполнением КТД на основании ст. 51 ТК РФ формируется специальная ведомственная комиссия. Контроль коллективного трудового договора осуществляется непосредственно работодателем, сотрудниками, их представителями, профсоюзом работников и инспекцией по труду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *