Получение лицензии на пассажирские перевозки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение лицензии на пассажирские перевозки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН

Наименование услуги

Москва

Санкт-Петербург

Регионы

Цена на лицензию для перевозки пассажиров от 15000 р. от 10000 р. от 10000 р.
Внесение в реестр лицензированных автобусов 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Поиск специалиста по БДД от 15000 р. от 15000 р. от 15000 р.

Причина изменений в законодательстве

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие

Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.

Читайте также:  Как прописаться на даче – порядок получения прописки в СНТ по закону

Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.

Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.

Нарушение Штраф
Нет лицензии Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток

Порядок получения лицензии

  1. Уполномоченным государственным органом по выдаче лицензии является Федеральный орган по надзору в сфере транспорта. Для выдачи разрешения необходимо обратиться в управление данной службы по субъекту федерации со следующими документами:
  2. Заявление с указанием требования о выдаче нужной лицензии
  3. Учредительные документы организации. Если Вы индивидуальный предприниматель, то это свидетельство о гос. регистрации и свидетельство с ИНН, выписка из ЕГРИП. В случае, если получателем лицензии выступает юридическое лицо, то дополнительно необходимо приставить решение о его создании, о назначении директора и устав.
  4. Документы на сотрудников. Применительно к данному виду лицензирования перевозок необходимо подготовить документы на водителей, в частности, это справка с мед. комиссии, водительское удостоверение с соответствующей категорией, трудовая книжка.
  5. Документы на транспорт. К ним относятся: полис ОСАГО, ПТС, талон технического обслуживания, свидетельство о гос. регистрации транспортного средства.
  6. В случае аренды транспорта, необходимо предоставить копию договора аренды.
  7. Документы о наличии автотранспортной стоянки. Бывают двух видов: свидетельство о гос. регистрации права собственности либо договор аренды.
  8. Документы о наличии сотрудников, осуществляющих предрейсовый осмотр водителей и контроль надлежащего состояния транспорта. В данном случае так же необходимо подтвердить квалификацию данных сотрудников и их право заниматься подобной деятельностью (медицинская лицензия).
  9. В случае заключения договора на обслуживание со сторонней организацией, необходимо предоставить такой договор с приложением к нему лицензии компании.
  10. Платёжное поручение об уплате государственной пошлины. За лицензирование перевозок необходимо уплатить 6 000 рублей.

Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

    Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    1. Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    2. Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    3. Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    4. Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

    Как поставить микроавтобус на маршрут

    Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.

    Читайте также:  Размеры пособий в Казахстане в 2023 году

    Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

    Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.

    Как работает лицензия на автобус для водителей?

    Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

    Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

    • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
    • Следить за безопасностью дорожного движения.
    • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
    • Вести путевые листы.
    • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
    • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
    • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
    • Организовывать стажировки.
    • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

    Получать ли лицензию?

    Деятельность без лицензии – незаконна. Если водитель, предприниматель, юридическое лицо нарушает закон, рано или поздно это выяснится, и придется первоначально заплатить штраф. Для водителя штраф составит 5000 рублей, для ИП-перевозчика – 100 000 рублей, а юридическому лицу придется заплатить 400 000 рублей. Повторное нарушение обойдется юридическому лицу уже в 1 000 000 рублей. Кроме того есть ответственность в размере 500 000 рублей — за использование незарегистрированного маршрута, но это больше касается регулярных пассажирских перевозок.

    Надо понимать, что любая остановка сотрудником ГИБДД, а еще хуже – ДТП, сразу же выявит нарушение закона. Что касается деятельности перевозчиков по коммерческим договорам с организациями – тут главный нюанс заключается в том, будет ли заказчик работать с перевозчиком, который нарушает закон? С большой долей вероятности, что нет. А будет ли с таким перевозчиком работать диспетчерская компания (есть такие компании, которые оказывают услуги агрегатора, то есть «состыкуют» заказчиков и исполнителей)? Тоже весьма вероятно, что нет.

    Цены и риски недополучать прибыль несравнимы с затратами на получение лицензии. Так что ответ на вопрос очевиден: конечно, лицензию получать нужно.

    Кто должен оформить лицензию на перевозку пассажиров

    Сфера пассажирских перевозок долгое время слабо регулировалась. В настоящее время происходит реформация этой сферы деятельности, в связи с чем появилось много нововведений. Пассажирские перевозки и процесс лицензирования в этой отрасли регулируются законами №259-ФЗ от 08.11.2007 года (с изменениями от 01 марта 2023 года) и №99-ФЗ от 04.05.2011 года. Согласно пункту 4 статьи 9 закона №99-ФЗ, лицензия выдается бессрочно.

    Читайте также:  Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»

    В настоящее время выделяют следующие случаи, когда нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки:

    1. Перевозки людей на городских и пригородных автобусных маршрутах
    2. Перевозки по межгороду, как взрослых, так и детей
    3. Заказные перевозки
    4. Перевозки для нужд компании. Такие перевозки включают в себя, например, развоз сотрудников с работы и привоз на работу

    Не следует забывать о том, что случаи под пунктами 3 и 4 не требовали оформления лицензии до 1 марта 2023 года.

    Требования к потенциальным получателям лицензии

    Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:

    • Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
    • Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
    • Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
    • Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
    • Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования

    Как получить: пошаговый алгоритм

    Процедура оформления выглядит следующим образом:

    1. Сбор необходимых документов.
    2. Оплата государственной пошлины.
    3. Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
    4. Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
    5. Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
    6. Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.

    Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров

    C 1 марта 2019 года вступили в силу новые правила пассажирских перевозок. Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более 8 обязаны оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, иметь специальные парковки, оформлять лицензии на перевозки.

    5 марта 2019 года Ространснадзор опубликовал разъяснения к Положению о лицензировании.

    В разъяснении говорится следующие:

    В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:

    – перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
    – перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

    В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:

    • пожарной охраны;
    • скорой медицинской помощи;
    • полиции;
    • аварийно-спасательных служб;
    • военной автомобильной инспекции;
    • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
    • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
    • Вооруженных сил Российской Федерации;
    • войск национальной гвардии Российской Федерации;
    • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
    • в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *