Получение лицензии на пассажирские перевозки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение лицензии на пассажирские перевозки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на лицензию для перевозки пассажиров | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 3000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 15000 р. | от 15000 р. | от 15000 р. |
Причина изменений в законодательстве
Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.
В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.
Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:
- две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
- четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
- сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |
Порядок получения лицензии
- Уполномоченным государственным органом по выдаче лицензии является Федеральный орган по надзору в сфере транспорта. Для выдачи разрешения необходимо обратиться в управление данной службы по субъекту федерации со следующими документами:
- Заявление с указанием требования о выдаче нужной лицензии
- Учредительные документы организации. Если Вы индивидуальный предприниматель, то это свидетельство о гос. регистрации и свидетельство с ИНН, выписка из ЕГРИП. В случае, если получателем лицензии выступает юридическое лицо, то дополнительно необходимо приставить решение о его создании, о назначении директора и устав.
- Документы на сотрудников. Применительно к данному виду лицензирования перевозок необходимо подготовить документы на водителей, в частности, это справка с мед. комиссии, водительское удостоверение с соответствующей категорией, трудовая книжка.
- Документы на транспорт. К ним относятся: полис ОСАГО, ПТС, талон технического обслуживания, свидетельство о гос. регистрации транспортного средства.
- В случае аренды транспорта, необходимо предоставить копию договора аренды.
- Документы о наличии автотранспортной стоянки. Бывают двух видов: свидетельство о гос. регистрации права собственности либо договор аренды.
- Документы о наличии сотрудников, осуществляющих предрейсовый осмотр водителей и контроль надлежащего состояния транспорта. В данном случае так же необходимо подтвердить квалификацию данных сотрудников и их право заниматься подобной деятельностью (медицинская лицензия).
- В случае заключения договора на обслуживание со сторонней организацией, необходимо предоставить такой договор с приложением к нему лицензии компании.
- Платёжное поручение об уплате государственной пошлины. За лицензирование перевозок необходимо уплатить 6 000 рублей.
Какие виды маршрутного такси есть в России
Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:
-
Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.
-
Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.
Как поставить микроавтобус на маршрут
Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.
Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси
Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Получать ли лицензию?
Деятельность без лицензии – незаконна. Если водитель, предприниматель, юридическое лицо нарушает закон, рано или поздно это выяснится, и придется первоначально заплатить штраф. Для водителя штраф составит 5000 рублей, для ИП-перевозчика – 100 000 рублей, а юридическому лицу придется заплатить 400 000 рублей. Повторное нарушение обойдется юридическому лицу уже в 1 000 000 рублей. Кроме того есть ответственность в размере 500 000 рублей — за использование незарегистрированного маршрута, но это больше касается регулярных пассажирских перевозок.
Надо понимать, что любая остановка сотрудником ГИБДД, а еще хуже – ДТП, сразу же выявит нарушение закона. Что касается деятельности перевозчиков по коммерческим договорам с организациями – тут главный нюанс заключается в том, будет ли заказчик работать с перевозчиком, который нарушает закон? С большой долей вероятности, что нет. А будет ли с таким перевозчиком работать диспетчерская компания (есть такие компании, которые оказывают услуги агрегатора, то есть «состыкуют» заказчиков и исполнителей)? Тоже весьма вероятно, что нет.
Цены и риски недополучать прибыль несравнимы с затратами на получение лицензии. Так что ответ на вопрос очевиден: конечно, лицензию получать нужно.
Кто должен оформить лицензию на перевозку пассажиров
Сфера пассажирских перевозок долгое время слабо регулировалась. В настоящее время происходит реформация этой сферы деятельности, в связи с чем появилось много нововведений. Пассажирские перевозки и процесс лицензирования в этой отрасли регулируются законами №259-ФЗ от 08.11.2007 года (с изменениями от 01 марта 2023 года) и №99-ФЗ от 04.05.2011 года. Согласно пункту 4 статьи 9 закона №99-ФЗ, лицензия выдается бессрочно.
В настоящее время выделяют следующие случаи, когда нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки:
- Перевозки людей на городских и пригородных автобусных маршрутах
- Перевозки по межгороду, как взрослых, так и детей
- Заказные перевозки
- Перевозки для нужд компании. Такие перевозки включают в себя, например, развоз сотрудников с работы и привоз на работу
Не следует забывать о том, что случаи под пунктами 3 и 4 не требовали оформления лицензии до 1 марта 2023 года.
Требования к потенциальным получателям лицензии
Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:
- Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
- Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
- Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
- Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
- Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования
Как получить: пошаговый алгоритм
Процедура оформления выглядит следующим образом:
- Сбор необходимых документов.
- Оплата государственной пошлины.
- Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
- Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
- Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
- Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.
Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров
C 1 марта 2019 года вступили в силу новые правила пассажирских перевозок. Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более 8 обязаны оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, иметь специальные парковки, оформлять лицензии на перевозки.
5 марта 2019 года Ространснадзор опубликовал разъяснения к Положению о лицензировании.
В разъяснении говорится следующие:
В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:
– перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
– перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательных служб;
- военной автомобильной инспекции;
- федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
- Вооруженных сил Российской Федерации;
- войск национальной гвардии Российской Федерации;
- следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
- в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.