УСН в 2023 году: обзор основных изменений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УСН в 2023 году: обзор основных изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Какой процент накладных расходов от прямых затрат?
Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.
В расчёте сметы НДС выделяется отдельной итоговой графой, убрать которую нельзя, даже если подрядчик использует упрощёнку. Для таких бизнесменов предусмотрен механизм возмещения НДС при УСН. Для этого в смете ячейку «НДС» нужно заменить на «Компенсация НДС при УСН».
Иногда упрощенцы вообще не учитывают НДС в смете. А сумму входящего налога по материалам и услугам относят на накладные расходы. В этом случае организация понесет дополнительные убытки из-за того, что НДС не будет учтен при расчете цены работ для заказчика.
А если подрядчик использует УСН с объектом «Доходы минус расходы», то такой вариант учета приведет ещё и к претензиям со стороны налоговиков. В этом случае будут завышены затраты подрядчика и, следовательно, занижен упрощённый налог. В итоге инспекторы при проверке доначислят его, а также взыщут штрафы и пени.
О формуле возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, носил справочный характер и в настоящее время утратил свое значение в связи с изменением нормативов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Союз инженеров-сметчиков рекомендует уточненную формулу возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН при неконкурентных способах закупок (выборе подрядчика), а также во внебюджетной сфере, то есть, когда уже заранее понятно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на УСН:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Усредненная структура сметной прибыли
Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться:
Номер | Направления затрат | Жилищное строительство | Производственные объекты | Ремонтно-строительные работы |
---|---|---|---|---|
1 | Материалы | 70% | 63% | 47% |
2 | Материальное стимулирование сотрудников | 9% | 11% | 21,5% |
3 | Эксплуатация оборудования | 3% | 4,5% | 2% |
4 | Накладные траты | 11,5% | 13,5% | 19,5% |
5 | Сметная прибыль | 6,5% | 8% | 10% |
100% | 100% | 100% |
Приказ Минстроя РФ от 21.12.2020 N 812/ПР
- Инструкция как добавить коэффициент с произвольными параметрами в ГРАНД Смета
- Как можно применить коэффициенты к итогам не только к значениям стоимости ячеек, но и к расходам ресурсной части?
- Как распознать результат применения коэффициентов к различным ячейкам?
- В каких случаях можно вводить индексы пересчёта в текущие цены в список
- Каким образом можно внести в смету уже подготовленный коэффициент к итогам?
В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.
Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его.
Такой путь не является правильным.
Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой.
Краткое резюме:
При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!
Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.
Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 20%, сумма НДС, соответственно 2 руб.
- Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб., НДС 2 руб., Итого с НДС 12 руб.
Приказ Минстроя РФ от 21.12.2020 N 812/ПР
3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).
4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст.2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2383; 2017, N 7, ст.1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.
Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:
для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);
для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);
для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).
5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.
Утверждена новая методика по накладным расходам приказом Минстроя от 21.12.2020 г. № 812/пр.
Будем её называть — методика 812/пр.
В названии — «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства». Как видим тут и разработка, и применение нормативов накладных расходов, а также сфера применения – строительство, реконструкции, кап. ремонт, снос объектов кап. строительства (в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса). Зарегистрирована в Минюсте 25.03.2021 под №62869.
В новой методике 812/пр нет информации об отмене МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004. Отдельных приказов об отмене на момент написания статьи тоже не выходило. Предполагаю, что после внесения в реестр в старых методиках появится фраза «Признаны не подлежащими применению» в связи с выходом новой методики.
Понижающий коэффициент в смете без ндс
Первая функция обеспечивала применение норм при переносе расценки из источника в смету, вторая позволяла применить новые нормы к уже созданной смете. Хочу Вас поприветствовать на моем блоге, для меня огромная честь, что Вы Раскрывая тайну завесы в моем курсе будет затронут вопрос о понижающих коэффициентах в смете. Применение понижающих коэффициентов 0,4123 и 0,7821 при расчете общепроизводственных расходов в составе договорной цены и при взаиморасчетах за выполненные работы. 2.2.1 Как добавить в смету расценку из нормативной базы? И слышала, что есть коэффициент на увеличение, в каком случае он применяется? По его результатам начальная максимальная цена была снижена на 55%.
Начисление НДС производится на итог сводного сметного расчета. е-Смета. ру — Сметный портал, индексы СМР инфляции, строительство, составление смет, осметить. Обязательно ли указывать НДС в форме КС-2 и регламентируется это законодательной базой? Видимо юристы генподряда придумали такую фишку для бухов, чтобы не возиться с генподр. Для добавления НДС в смету необходимо в окне с параметрами сметы на закладке «Лимитированные затраты» добавить соответствующую строчку в последнюю группу «Налоги и обязательные платежи»: наименование — «НДС», значение — 18%. Выигравший подрядчик теперь должен составить свою смету с понижающим коэфициентом, но он на упрощенке т.е НДС не платит. В этом разделе обсуждаются вопросы, выходящие за рамки тем остальных разделов, но связанные с закупками и Заказчиком в смете на строительство был применен коэффициент 0,939. Итогом сметы является применение понижающего договорного коэффициента, который приводит сметную стоимость к договорной. Часть материалов будет приобретаться у поставщиков — плательщиков НДС, часть на рынке у частников, которые плательщиком НДС не являются.
Возмещение НДС при УСН
В общем случае компании на УСН освобождены от расчёта и уплаты НДС. Однако есть ситуации, при которых налогоплательщики на этом режиме налогообложения обязаны вести учёт НДС:
- если заключён договор строительного подряда с контрагентами на ОСНО. В этом случае требуется учитывать и компенсировать затраты на НДС, уплаченный в составе стоимости товарно-материальных ценностей, ГСМ, расходных инструментов;
- если в Россию ввезена иностранная продукция для торговли. В этой ситуации на сумму сделки и величину таможенных пошлин начисляется НДС, который затем по мере реализации товаров перечисляется в бюджет (п. 3 ст. 346.11 НК РФ);
- если при исполнении договора доверительного управления, простого и инвестиционного товарищества один участник на УСН, а второй на ОСНО. В данном случае компания на УСН учитывает и уплачивает НДС по всем сделкам в рамках заключённого договора (ст. 174.1 НК РФ);
- если арендуется или выкупается муниципальное имущество в собственность компании на УСН. Тогда из суммы сделки выделяется НДС и уплачивается в бюджет, а также в качестве налогового агента сдаётся декларация (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если покупатель просит поставщика на УСН выставить счёт-фактуру с указанием размера НДС. В этой ситуации требуется заплатить налог и сдать отчётность (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Как посчитать и учесть компенсацию НДС в смете при УСН
Следует отметить, что приведенные выше обозначения статей затрат (МАТ, ЭМ, ЗПМ, НР, СП, ОБ) являются стандартными встроенными переменными в программе Гранд-Смета, что позволит вам очень удобно воспользоваться данной формулой как она есть.
Просто откройте раздел Параметры сметы, перейдите в раздел лимитированных затрат. В разделе в новых сметах обычно по умолчанию стоит НДС 20%. Взамен «НДС» в графе наименование введите «Затраты на компенсацию НДС при УСН» без кавычек, а в графе значение, вместо «20%» введите формулу:
как есть. Отличие от варианта выше в том, что здесь нет пробелов и знаком умножения является не «х», а «*», именно так Гранд-Смета должна ее правильно прочитать.
То есть, рабочей формулой расчета остается:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Выполняю локальный сметный расчёт по новой Методике 2020 года при упрощённой системе налогообложения, добавляю в лимитированных затратах в разделе «Налоги и обязательные платежи» статью затрат с формулой МАТ*0,2*7,3 (где 7,3 — это индекс к СМР). В результате рассчитывается только стоимость в базовом уровне цен, а сумма по смете в текущем уровне цен остаётся такая же, как и до начисления этой статьи затрат.
Смета — один из главных финансовых документов в СНТ. Он позволяет председателю и правлению представить расходы на предстоящий период на утверждение общего собрания садоводов.
От суммы, указанной в смете, напрямую зависит размер членских взносов, который будет установлен в товариществе.
Однако каждый председатель должен знать, что основанием для приходно-расходной сметы СНТ является финансово-экономическое обоснование (ФЭО), которое также утверждается общим собранием.
Составить смету и ее финансово-экономическое обоснование — задача председателя и правления. А вот утверждать оба документа предстоит членам садоводческого товарищества на общем собрании. Для этого каждый собственник земельного участка должен предварительно ознакомиться с текстом сметы и ФЭО.
Задача председателя — минимум за неделю до даты собрания предоставить предоставить садоводам возможность ознакомиться с документами. Рассылать их заказными письмами не потребуется.
Для ознакомления можно использовать несколько способов:
- опубликовать на сайте товарищества;
- распечатать и вывесить на доске информации на территории СНТ;
- разослать на электронные почты собственников.
Если председатель не выполнит этих условий, садоводы имеют право оспорить в суде решение об утверждении сметы, принятое на общем собрании.
Приходно-расходная смета в СНТ утверждается на любой срок, но чаще всего — на один год.
После того как смета и ее финансово-экономическое обоснование будут утверждены членами СНТ на общем собрании, правление товарищества обязано зафиксировать и отразить этот факт в протоколе.
Итак, при составлении сметы организации, выбравшей упрощенный режим налогообложения, следует заложить налог на добавленную стоимость. Но в расчетной части документа указывать графу «НДС» будет неверно. Следовательно, включите специальный раздел «Компенсация по НДС при УСН» в смете.
А вот что включать в данное поле, ведь просто применить действующую ставку к конечной стоимости работы, услуги неправильно. По крайней мере, ставок НДС как минимум три: 0 %, 10 % и 20 %
Формула компенсации НДС при упрощенной системе налогообложения:
(МАТ + (ЭМ – ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 0,20,
- МАТ — это материальные затраты на оказание услуги, выполнение работы;
- ЭМ — сумма затрат на эксплуатацию машин;
- ЗПМ — заработная плата и вознаграждения машинистов и иных специалистов, осуществляющих эксплуатацию машин;
- НР — накладные расходы. Для данной категории затрат, которые можно включить в расчет компенсации НДС при УС в смете, определен норматив 17,12 %;
- СП — сметная прибыль компании, заложенная в расчет. К данному показателю также установлен лимит — 15 %;
- ОБ — это чистая эксплуатация оборудования для оказания услуг, работ;
- 0,20 — это действующая ставка налога. Ранее показатель равнялся 0,18 (18 % до 31.12.2018).
О формуле возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, носил справочный характер и в настоящее время утратил свое значение в связи с изменением нормативов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Союз инженеров-сметчиков рекомендует уточненную формулу возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН при неконкурентных способах закупок (выборе подрядчика), а также во внебюджетной сфере, то есть, когда уже заранее понятно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на УСН:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Списание расходов при УСН «доходы минус расходы»: проводки
ИП на УСН бухучет вести не обязаны, им достаточно заполнять КУДиР. А вот юрлица вынуждены организовывать учет для составления бухгалтерской отчетности. Они должны отражать в документах учета факты совершения хозяйственных операций, и по расходам в том числе. Для этого используют типовые проводки:
Дебет | Кредит |
20, 25, 26 | 10 — списание материальных затрат, канцтоваров
68 — налоги 69 – взносы на обязательное страхование 70 – расходы на оплату труда 76 – услуги прочих дебиторов и кредиторов (например, аудиторские услуги) |
90 | 41 – списание себестоимости товаров при продаже. |
Какие коэффициенты применяются к накладным расходам и сметной прибыли при усн в 2020 году
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Компенсация НДС при использовании УСН
Для того чтобы рассчитать сумму компенсации НДС при использовании упрощённой системы налогообложения необходимо в окне с параметрами сметы перейти на закладку Лимит. затраты и там добавить статью затрат в главу с названием Налоги и обязательные платежи. В том случае, если статья затрат добавляется вручную, пользователь должен сам указать нужное наименование статьи затрат, а в колонке Значение ввести следующую формулу:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20
где 0,1712 (17,12%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре накладных расходов согласно МДС 81-33.2004 (для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, требуется применять в формуле значение 0,182 согласно МДС 81-34.2004); 0,15 (15%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре сметной прибыли; 0,20 (20%) – ставка НДС.
Если нет необходимости в том, чтобы в документе отображалась такая громоздкая формула, достаточно включить внизу окна опцию Скрывать формулу в итогах.
Можно ли обойтись без расчета компенсации НДС при УСН
На практике встречаются два варианта развития событий для «упрощенца», и оба – неправильные:
Вариант учета НДС |
Последствия |
Подрядчик никак не учитывает НДС в смете, а в учете отражает его в составе накладных расходов |
|
Исполнитель на УСН предъявляет заказчику счет-фактуру |
|
Коэффициенты к НР и СП при УСНО в 2021 году
Коэффициенты к НР и СП при УСНО в 2021 году!
При составлении сметной документации размер нормативов НР (накладных расходов) и СП (сметной прибыли) пока (!) берем по МДС 81-33.2004 (утвержденный Постановлением Госстроя России от 12.01.2044 г № 6) и МДС 81-25.2001 (утвержденный Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15).
При работе по упрощенной системе налогообложения (УСНО) применяется коэффициент 0,7 к НР (п.4.7 МДС 81-33.2004) и коэффициент 0,9 к СП (по МДС 81-25.2001).
ВНИМАНИЕ.
с 23 февраля 2021 года вступил в силу приказ Минстроя России от 11 декабря 2020 г № 744/пр «Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства». В новой методике отсутствует понижающий коэффициент к СП.
с 6 апреля 2021 года начала действовать «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства», утвержденная Приказом Минстроя России от 21.12.2020г. №812/пр.
В новой Методике также отсутствуют указания о применении нормативов сметной прибыли с понижающим коэффициентом для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения.
Обе Методики(при Пиказу 812/пр и 744/пр) еще не внесены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) по состоянию на 15.04.2021 года. Это означает, что их применять еще не правомерно! Так только они появятся в ФРСН, то работать необходимо будет по ним!
Скорее всего их добавят в реестр в ближайшее время.
Новая МДС, Накладные расходы и сметная прибыль
1. Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов накладных расходов, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство), определяемой в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2019, № 26, ст. 3317).
2. При составлении сметной документации в локальных сметных расчетах (сметах) и (при необходимости) в составе прочих затрат главы 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС) учитываются накладные расходы, включающие в себя косвенные затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением, обслуживанием, включаемые в себестоимость строительства объектов капитального строительства и предусмотренные главами III «Затраты, учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ» и IV «Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам» Методики.
3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный № 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).
4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2383; 2017, № 7, ст. 1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.
Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:
для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);
для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);
для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).
5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.
6. Определение среднеотраслевых нормативов накладных расходов для Территории, РКС и МПКРС осуществляется с учетом распределения данных Формы о затратах применительно к Территории, РКС, МПРКС в соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), как отношение суммы затрат накладных расходов, рассчитанных по Форме о затратах для Территории, РКС и МПКРС по статьям затрат (материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация основных средств, арендная плата и прочие затраты) с учетом их долей к сумме затрат на заработную плату, учитываемую в составе сметных прямых затрат, определенной по Форме о затратах для соответствующей территории.
7. Определение нормативов накладных расходов по видам работ для Территории осуществляется на основании расчетов, составленных по видам сборников сметных норм или разработанных на их основе федеральных единичных расценок и составляющих федеральных единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом влияния ФОТ, учитываемого в составе сметных прямых затрат, и долей затрат накладных расходов, величина которых зависит или не зависит от ФОТ.
8. Особенности формирования нормативов накладных расходов по видам работ для РКС и МПРКС, связанные с экономико-географическими и природно-климатическими условиями таких районов и местностей, учитываются посредством применения к нормативам накладных расходов для Территории корректирующих коэффициентов, рассчитанных как отношение общеотраслевых показателей накладных расходов, сформированных для территории, относящейся к МПРКС, и отдельно для территории, относящейся к РКС, к среднеотраслевому показателю величины накладных расходов для Территории с учетом структуры сметных прямых затрат по видам работ.
10. Нормативы накладных расходов по видам работ, приведенные в приложении к Методике, учитывают затраты строительных организаций на административно-хозяйственные расходы, обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы, указанные в пунктах 11-14 Методики.
11. Административно-хозяйственные расходы включают следующие затраты:
а) расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:
18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.
19. Затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, но не включенные в нормативы накладных расходов по видам работ, при составлении сметной документации учитываются дополнительно в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.