Незаконная миграция: причины и проблемы, борьба
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незаконная миграция: причины и проблемы, борьба». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.
Какие проблемы влечет нелегальная миграция
Работодатели тоже не стесняются нарушать закон, а заодно и права нелегалов, принимая их на предприятия с вредными и опасными условиями труда. В итоге новоприбывшие оказываются в тяжелой ситуации, не имея доступа к медицинскому обслуживанию и не получая социальной поддержки.
Таким образом, государства, которые являются популярными у нелегалов, рискуют столкнуться со следующими явлениями:
- увеличение количества рабочих мест в опасных условиях. Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;
- перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
- рост недовольства коренного населения;
- увеличение вероятности эпидемий.
Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается. Сам по себе факт незаконного пребывания в стране – это уже правонарушение.
Самыми распространенными среди нелегалов действиями, которые выходят за рамки закона, являются:
- изготовление фиктивных документов;
- взяточничество;
- подделка денег;
- воровство;
- разбой;
- домогательства.
Такое поведение не способствует толерантности местных жителей по отношению ко всем иностранцам, независимо от того, в каком статусе они находятся в их стране.
1. Бахур, О. И. Незаконная миграция в современной Беларуси: проблемы уголовной ответственности / О. И. Бахур, Л. А. Васильева // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2005. № 1. С. 13—17.
2. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция: учеб. пособие / И. В. Ивахнюк. М.: Экон. фак. МГУ; ТЕИС, 2005.
3. Ионцев, В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. М.: Диалог-МГУ, 1999.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: текст по состоянию на 1 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
5. Конвенция против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Там же.
6. О Государственной миграционной программе на 2006—2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 1403 [Электронный ресурс] // Там же.
7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 июня 1993 г., № 2339-ХII [Электронный ресурс] // Там же.
8. Основы управления миграцией: пособие для руководящих должностных лиц и практиков / МОМ. Женева, 2006.
9. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
10. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения /МОМ, МОТ, ОБСЕ. Вена, 2006.
11. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
12. Текущий архив Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст по состоянию на 1 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
14. Шахотько, Л. П. Нелегальная миграция: факторы роста и пути решения / Л. П. Шахотько // Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 9 / гл. ред. В. А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. С. 65—77.
Меры наказания для нелегальных мигрантов
Высокий уровень коррупции и слабость правоохранительных органов в сочетании с высокой организованностью миграционной преступности. Факт высокой организованности этнических преступных группировок, установление ими тесных связей с российскими правоохранительными органами и властными структурами отмечается многими исследователями [7, с. 158; 10, с. 161].
Юридически достаточным для понимания миграции может стать выделенная М.Л. Тюркиным определенная совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих за собой приобретение ими в последующем нового правового статуса [10, c. 98].
Также был поставлен вопрос о миграционном контроле в сфере паспортной системы, «когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, и обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно»[3].
Сообщение о проживании или работе незаконных мигрантов можно направить почтой или во время личного посещения отделения МВД. С внедрением современных технологий можно осуществить данные действия не выходя из дома. Достаточно зайти на сайт ГУВМ МВД и оставить сообщение о нарушителях в форме обращения граждан.
Также они выделяют индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.
Нелегальная миграция в Россию: возможные пути урегулирования
И, наоборот, определенные причины и условия конкретной преступной деятельности, наклады-ваясь на социальные, экономические факторы миграции, оказывают криминогенное влияние на мигрантов. Все это вызывает необходимость повышения эффективности регулятивных и охранительных норм в данной сфере.
По нашему мнению, решение данной проблемы лежит в плоскости материально-технических и информационных возможностей правоохранительных органов. Необходимо предоставить им возможность проведения в полной мере профилактических и предупредительных мероприятий.
Среди множества проблем современности борьба с преступностью является одной из важнейших, поскольку существуя и функционируя в обществе, преступность пронизывает различные его сферы, различные общественные отношения, оказывая на них дестабилизирующее воздействие [1, с. 88].
Вполне закономерно, насколько четко будут определены права и обязанности указанных субъектов, а также отрегулированы механизмы реализации предоставленных им полномочий, настолько результативно и эффективно с их стороны будет предупреждение, выявление и пресечение нарушений в миграционной сфере, в т. ч. носящих общественно-опасный характер.
Данная проблема осознавалась и ставилась перед правительством благодаря активным действиям со стороны гражданского общества, поддерживаемого ведущими международными организациями. Не имея предшествующего опыта борьбы с подобным явлением, правительства стран, практически одновременно пришли к признанию наличия практики трафика людей и предприняли мерные попытки организации борьбы этим проявлением.
Такое положение дел является искусственным препятствием в поддержании порядка в миграционной сфере. На наш взгляд было бы целесообразным разделить федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции не по разновидности регулируемых правоотношений в миграционной сфере, а по разновидности объектов контроля (надзора).
Нелегальная миграция: мировой опыт и его применение в Республике Беларусь// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал.
Миграция может быть добровольной и вынужденной. Вынужденная миграция обусловлена причинами, не зависящими от воли мигрантов. Понятие вынужденные переселенцы используется наряду с международно-правовыми понятиями беженцы и перемещенные лица. Впервые легальное закрепление оно получило в России.
Незаконная миграция является сложным социально-экономическим процессом, влияющим на все стороны жизни страны, и в первую очередь на ее безопасность и социально-экономическое развитие. В настоящее время согласно данным Международной организации труда в мире не контролируется около трети потока международной миграции.
Все вышесказанное подтверждает, что нелегальная иммиграция является характерным явлением современной действительности и обусловливает ее структурную непреодолимость.
Подобный утилитарный государственный подход находит позитивный отклик в научной среде [16, с. 81; 36, с. 17; 37, с. 110].
Организационно-управленческими факторами выступают, несовершенная система организации власти, неэффективная система государственного управления, гипертрофированные полномочия бюрократического аппарата. Неэффективность государственного управления — один из основных факторов криминализации общества.
Сложность решения проблемы нелегальной миграции в России состоит в невозможности чёткого отслеживания перемещений граждан внутри страны. Пока работодатели будут предпочитать дешёвый труд мигрантов, отказываясь принимать на работу коренных жителей, положительных сдвигов в данном вопросе ожидать не приходится.
Вынужденные миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например, в страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантируется место работы, зарплата и жилье.
Для анализа влияния нелегальной миграции на различные сферы жизни общества, разработки рекомендации по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции является необходимой оценка масштабов и структуры нелегальной миграции.
The study of the world experience shows that restrictive immigration measures are actively being introduced during the financial and economic crisis. Most European countries have banned the import of unskilled labor.
Организация незаконной миграции. Современные подходы к решению проблемы
Миграция людей — необходимая часть человеческой жизни. Миграции играют прогрессивную роль, поддерживают единство страны, обеспечивают закрепление малонаселенных окраин, снабжают районы освоения рабочей силой, обеспечивают получение образования и работы отсталыми народностями, регулируют процессы развития в социуме, позволяют людям найти свое место в жизни. Современная миграция влияет на все стороны развития общества: экономику и политику, демографию и национальные отношения, идеологию и религию, преступность и правопорядок.
Вместе с тем мигранты-пришельцы всегда вызывают неоднозначные отношения к себе коренного, постоянно проживающего населения. Прибывая в избранные ими места временного или постоянного жительства, они объединяются на национальной или этнической основе, противопоставляют себя коренному населению, чем создают социальную напряженность, формируя негативные стереотипы. При этом зачастую совершают дерзкие преступления, создают преступные сообщества, расширяя противоправную деятельность, становясь потенциальными правонарушителями для местного населения.
Как и любое правонарушение, нелегальное пересечение границы приносит проблемы полицейским, сотрудникам иммиграционной службы и «исконному» населению страны. Однако нелегко приходится и самим приезжим. Кочевники ищут себе жильё, устраиваются на работу и приобретают необходимые товары и услуги, в том числе дорогостоящие, — и всё это, естественно, с риском для здоровья и даже для жизни.
В частности, начальники теневых предприятий нарушают права нелегальных мигрантов, ведь даже те не обязаны трудиться в опасных условиях за мизерную плату. В итоге приезжие часто занимаются вредным производством, не получая социальной и медицинской помощи, при этом рабочий день длится для них дольше, чем для официальных тружеников, а зарплата может не превышать прожиточного минимума.
Так что в странах, где процветает нелегальная миграция, с большой долей вероятности:
- увеличится количество опасных рабочих мест. В России на 2014 г. их стало 32%, тогда как в 2004 г. насчитывалось порядка 18%;
- встанет проблема перенаселения спальных районов — на окраинах крупных мегаполисов мира, в том числе в США, можно найти небольшие квартиры, где живёт по 10 человек и даже больше;
- вспыхнут недовольства среди рядовых налогоплательщиков, так как нелегальные приезжие так или иначе будут получать базовую медпомощь, окольными путями пристраивать детей в общеобразовательные учреждения, пользоваться общественным транспортом;
- возрастёт шанс возникновения вирусных эпидемий (болезни могут быть весьма тяжёлыми, вплоть до туберкулёза).
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ – АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Четверткова М.Ю.
Аспирант, Хабаровская государственная академия экономики и права
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ – АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
В статье представлены основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации в области борьбы с незаконной миграцией. Автором рассмотрены меры противодействия незаконной миграции и предложены рекомендации для эффективной работы Федеральной миграционной службы в области борьбы с незаконной миграцией.
Ключевые слова: незаконная миграция, противодействие незаконной миграции, миграционная политика.
Chetvertkova M.
Postgraduate student, Khabarovsk state academy of economics and law
COUNTERACTION ILLEGAL MIGRATION IS A ACTUAL TASK IN THE STATE MIGRATION POLICY
Abstract
The article presents the main directions of state migration policy of Russian Federation in the field of combating illegal migration. The author focuses on the measures to сounteract illegal migration and suggests ways how to make Federal migration service more effective in combating illegal migration.
Keywords: illegal migration, counteraction illegal migration, migration policy
В последнее время важное и приоритетное значение в области государственной миграционной политики приобретают вопросы противодействия незаконной миграции.
Незаконная миграция как часть международных миграционных процессов существовала во все исторические времена. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, незаконная миграция приобрела ряд новых качеств, которые поставили её, в центр внимания не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Об этом свидетельствует активная деятельность большого числа государств по выработке соответствующих мер в рамках их национальной политики, а также договорная и иная правотворческая деятельность государств и международных организаций.
Способы борьбы с мигрантами
Среди способов сокращения незаконного человекопотока в страну самыми эффективными являются:
- Контроль над работодателем. Применение жестких штрафных санкций к тем, кто нанимает таких рабочих существенно снижает количество «теневых» вакансий.
- Справедливое налогообложение. Подоходный налог для граждан РФ составляет 13 % от общего числа доходов. Для нерезидентов доля обязательной уплаты составляет 30 %. Снижение ставки может экономически заинтересовать иностранцев платить взносы на законных основаниях.
- Общая разъяснительная работа. Очень часто нелегалы просто не знают, какие последствия повлечет за собой незаконное пересечение границы. В целом, иностранцы могут не понимать общего уровня рисков и ответственности перед другой страной согласно местного УК.
Спорным остается вопрос отмены квот на рабочие места. Во всем мире, эта мера считается достаточно эффективной и сокращает подпольный поток. Правительство России считает, что из-за высокого уровня коррупции в стране, выдача квот зависит только от финансовых возможностей гастарбайтеров.
Меры наказания для нелегальных мигрантов
Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.
Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.
Анализ практики применения норм
Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.
В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.
Анализ практики применения норм
Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.
В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Негативные стороны миграции
Практически все страны лимитируют переселение законодательно. При этом ограничения касаются в первую очередь въезда иностранных граждан. В странах развитой демократии гражданам гарантирована свобода перемещения. Однако при этом существует достаточно жесткий контроль за самими перемещениями, и место жительства человека обычно можно установить, хотя в этих странах и не существует системы прописки. В России система прописки существует. В настоящее время обсуждаются достаточно жесткие требования по информации о проживании россиян. Терроризм – основная опасность начала XXI века, заставил руководителей многих государств усилить деятельность по обеспечению безопасности4. Наблюдение за перемещениями граждан – одна из мер такой безопасности. В России осуществляется не только и не столько наблюдение, сколько ограничение перемещений. В частности, институт прописки, местные законы и ряд законопроектов ужесточают ситуацию. Однако потребность в рабочей силе со стороны предпринимательских кругов с одной стороны и стремление найти работу с другой подталкивают к миграции, в том числе нелегальной миграции. Нелегальная миграция рассматривается как нарушение закона, а неэффективность борьбы с ней демонстрирует населению слабость государственных структур. Весьма противоречивым является отношение к мигрантам. Например, во всем мире отмечена тенденция снижения рождаемости у этнических европейцев и рост рождаемости в странах арабского мира. Если провести классификацию по религиозному признаку, то рождаемость среди христианского мира существенно ниже, чем среди мусульман. Поток миграции имеет доминирующее направление с востока на запад и с юга на север. Он нередко носит этнический характер. Получив вид на жительство или нелегально устроившись в другом регионе, этнические мигранты нередко создают собственную колонию, не вступая в браки с представителями коренного населения, завоевывая собственное монопольное положение на рынке труда, сохраняя собственный язык, традиции5. У коренного населения возникает обоснованное опасение, связанное с тем, что приезжие займут господствующие места в жизненно важных структурах, навяжут собственный образ жизни и взгляды, в конечном итоге поставят коренное население в положение меньшинства, лишенного не только привычного быта, но и прав6. Примером такого вытеснения коренного населения является Косово, откуда албанцы вытеснили сербов. Навязываемая этническими мигрантами монополия на отдельных рынках труда так же вызывает негативное к ним отношение со стороны коренного населения. Нередко мигранты являются источником болезней, инфекций, антисанитарии, преступных действий7. Возникают проблемы, связанные с образованием для представителей этнических меньшинств. Нередко дети в их семьях плохо владеют русским языком, на котором ведется преподавание, не читают книги, не подготовлены к поступлению в школу. Родители не занимаются их воспитанием и развитием так, как это принято у коренного населения. В результате проблем успеваемости снижается общий уровень преподавания в классах, где имеется значительный процент этнических мигрантов. Национальная и религиозность и нетерпимость, поддерживаемые конкуренцией за рабочие места, низким уровнем культуры представляют опасность для спокойной обстановки крупных городов. Отмечается особенность отечественной миграции, которая объясняет остроту негативной компоненты этого социального явления: «В том, что мегаполис привлекателен с точки зрения заработка, ничего удивительного нет, такая же картина существует и за рубежом. Разница в том, что когда речь идет о трудовой миграции, например, во Франции, то это миграция квалификаций. То есть если в Париже переизбыток аудиторов, а в Марселе есть вакантные места, то парижанин запросто переедет в Марсель, потому что уровень его жизни и зарплаты не ухудшится. Этого, увы, нельзя сказать о России, даже Центральной, где уровень средней заработной платы не дотягивает до 4 тысяч рублей, что в два раза меньше по сравнению с Москвой. Поэтому совершенно естественно, что массовый приток рабочей силы из регионов будет иметь место, пока уровень регионов не начнет подтягиваться к московскому»8.
Проблемы от нелегальной миграции
Незаконная миграция вызывает ряд негативных процессов для страны и нарушает её безопасность. Среди них развитие теневого рынка труда, неуплата налогов в государственную казну, рост преступности и незаконных организованных группировок.
Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.
Как видно, легализация может принести достаточную пользу для местной экономики. Специальные государственные службы борются с этим явлением. Уполномоченным органом по борьбе с нелегальной миграцией и её причинами является ГУВМ МВД, в частности, специалисты из отдела иммиграционного контроля. В экстренных случаях, нужно обращаться в местное отделение полиции и проблема будет решена.
Из-за нелегальной миграции возникает немало проблем. Вот наиболее распространенные последствия нелегальной миграции:
- избыток дешевой рабочей силы, вызывающий демпинг зарплат;
- снижение количества вакансий, вызывающее рост безработицы;
- возникновение теневых сфер деятельности граждан;
- перенаселение жилплощадей, ведущее к антисанитарии;
- распад семей;
- рост коррупции среди сотрудников государственных органов, осуществляющих контроль миграционных процессов;
- материальный ущерб государству вследствие недополучения бюджетом платы за привлечение иностранцев, разрешений на работу, налоговых взносов (свыше 8 млрд долларов) и пр.
Проблема нелегальной миграции стимулирует рост криминализации общества. Бездомные, безработные иностранцы в поисках средств к существованию готовы на противоправные действия ради удовлетворения своих потребностей.