Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изначально, социальное партнерство появилось как самостоятельная категория в начале XX века, использовалось для разработки теории «социальных реформ», которая выступала противовесом теории «классовой борьбы», антиподом которой являлось социальное партнерство.
Социальные реформы определяются как комплекс качественных изменений в обществе без радикальных мер для улучшения жизни общества в целом и отдельных общественных групп. Классовая борьба означает столкновение антагонистических интересов различных классов, которые имеют объективное выражение и соответствуют месту данного класса в исторически определенной системе общественного производства.
Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.
Социальное партнерство представляет собой развитую форму совместного согласования интересов различных социальных групп. Система социального партнерства основывается на равном сотрудничестве всех сторон, которые являются участниками одного процесса.
Основными вариантами функционирования социального партнерства выступают:
- классическая схема: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п.;
- трипартистский вариант: третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти, при этом выступая и гарантом выполнения принятых соглашений.
В обоих вариантах достигается ситуация, когда интересы всех групп уравновешиваются. Равновесие достигается путем переговорного процесса, как наиболее простым способом решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.
Выступая в качестве составного элемента социальной направленности современной рыночной экономики, развитие социального партнерства создает объективные возможности достижения относительного баланса интересов работников, предприятий и государства на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Стратегической целью функционирования института социального партнерства является достижение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Подход | Понятие социального партнерства | Характеристика подхода |
---|---|---|
Концепция социально-трудовых отношений | Социальное партнерство – это особый тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. | Данный подход оперирует преимущественно сферой трудовых отношений, а социальное партнерство выступает квинтэссенцией комплекса взаимоотношений государством, предприятиями и работниками. |
Общая концепция социальных отношений | Социальное партнерство – специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. | Данный подход ориентирован на превалирование социальной составляющей над трудовыми отношениями в обществе, охватывая при этом внетрудовые взаимоотношения. |
Комплексная концепция | Социальное партнерство – мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. | Данный подход характеризует социальное партнерство, как некую надстройку над общественными отношениями в условиях рыночной экономики и указывает на их взаимообусловленность между собой и необходимость их защиты в условиях капиталистической экономики. |
В сфере труда действие механизма социального партнерства обеспечивает формирование условий для функционирования трех ключевых механизмов социального партнерства. Механизмы социального партнерства основываются на происходящих социально-экономических изменениях и способствуют формированию и развитию цивилизованных форм социально-трудовых отношений.
№ | Механизм социального партнерства | Характеристика |
---|---|---|
1 | Соглашения | Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Регулирует социально-трудовые отношения, через него можно влиять на управление предприятиями. |
2 | Коллективные договоры и трудовые контракты | Средства защиты интересов работников. Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. В трудовом контракте оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в каком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности руководителя, какую заработную плату он должен выплачивать. |
3 | Партнерские переговоры | Средство регулирования социально-трудовых отношений, процесс в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. Широко применяется принцип консенсуса. Переговоры – это своеобразный социальный диалог, основанный на приоритетах согласия. |
Социальное партнерство в сфере труда обусловлено наличием объективных факторов развития социально-трудовых отношений.
Можно выделить такие основные формы социального партнерства:
- Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
- Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
- Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
- Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.
Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства — это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:
- размеры и формы оплаты труда наемных работников;
- особенности выплаты компенсаций и пособий;
- механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
- прием, высвобождение и переобучение работников;
- соотношение времени труда и отдыха;
- вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
- улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
- соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
- обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
- вопросы организации и оплаты питания;
- оздоровление работников и членов их семей;
- порядок контроля за выполнением коллективного договора.
Трудовой кодекс закрепляет шесть уровней социального партнерства – федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный.
Межрегиональный уровень объединяет представителей в сфере труда в двух и более субъектах РФ, региональный – внутри субъекта.
Отраслевой уровень включает представителей всей отрасли промышленности, для которой устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. И, наконец, локальный уровень – это уровень предприятия, на котором работники и работодатель устанавливают обязательства друг друга; собственно, на этом уровне составляются коллективные договора, которые являются одной из форм социального партнерства.
Еще одна форма соцпартнерства – взаимные консультации и переговоры по вопросам регулирование трудовых отношений, обеспечения трудовых прав работников, совершенствование трудового законодательства и других нормативных актов.
Как правило, такие консультации происходят на заседаниях трехсторонних комиссий, а также в ходе рабочих групп по труду в муниципальном или региональном парламенте, на отраслевых совещаниях и конференциях.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Такие комиссии образуются для ведения коллективных переговоров, выработки соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, а также для контроля за выполнения принятых решений на всех уровнях.
На федеральном уровне эти функции выполняет постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с отдельным законом об этой комиссии (№ 92-ФЗ от 01.05.1999).
Аналогичные комиссии образовываются на региональном уровне из представителей региональных профсоюзов, союзов работодателей и региональных органов власти, а также на отраслевом и межотраслевом уровне.
Эти комиссии должны рассматривать и согласовывать все нормативные акты, затрагивающие зону ответственности ее участников. Например, федеральная комиссия согласовывает проекты всех законов, связанных с трудовыми отношениями, а также указы и приказы министерства труда. Региональная комиссия аналогичным образом согласовывает региональные законы и нормативные акты.
Механизм под названием «социальное партнерство» сформировался во второй половине XIX — XX вв. Его возникновение связано с ростом числа наемных работников и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе в результате развития индустриализации.
Во время индустриализации в ряде стран мира появились политические партии, профессиональные и депутатские объединения, группы интересов, рабочие клубы.
Кроме радикальных течений в Европе (к примеру, партия большевиков в России), призывавших в начале XX века к революционной смене буржуазного строя, существовали и партии мира, выступавшие за эволюционное развитие общества, которое представлялось им как результат социального партнерства [2].
- На данный момент социальное партнерство в трудовой сфере широко распространено в мировой практике и устанавливается в России.
- Исследование данного явления, его определения, сущности и значения для общества актуально в наше время, потому что позволяет понимать систему взаимодействия между работниками и работодателями в современном развитом обществе и совершенствовать ее.
- Начнем с того, что социальное партнерство — механизм взаимодействия наемных работников, работодателей и государства.
Более точное определение понятия социального партнерства в сфере труда закреплено в статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Согласно данной статье: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1].
А статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень основных принципов социального партнерства. Согласно данной статье в социальном партнерстве в сфере труда в Российской Федерации:
- стороны равноправны;
- интересы сторон уважаются и учитываются;
- стороны заинтересованы в участии в договорных отношениях;
- государство на демократической основе содействует укреплению и развитию социального партнерства;
- стороны и их представители соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
- представители сторон полномочны;
- стороны обладают свободой выбора при обсуждении вопросов, которые входят в сферу труда;
- стороны добровольно принимают на себя обязательства;
- обязательства, принимаемые на себя сторонами, реальны;
- выполнение коллективных договоров и соглашений обязательно;
- за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений осуществляется контроль;
- стороны и их представители несут ответственность за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [1].
Социальному партнёрству отводится особое место в системе трудовых отношений. Некоторые эксперты утверждают, что социальные вопросы, в первую очередь вопросы занятости населения, должны выступать в качестве критериев объяснения принимаемых решений и подчинять себе экономическую эффективность развития производства. Финансовые рычаги управления являются базой для обеспечения социального равновесия в обществе. В достижении гармоничного развития социально-трудовой сферы, обеспечивающего высокую степень реализации трудового потенциала, и должен состоять основной результат преобразований в экономике.
В сфере труда социальное партнёрство представляет собой исключительный тип социально-трудовых отношений, которые характерны для рыночной экономики, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наёмных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
Выделяют следующие элементы, из которых состоит система социального партнёрства:
- Субъекты.
- Объекты.
- Уровни.
- Механизмы реализации.
В качестве субъектов социального партнёрства выступают работники, работодатели т государство.
Представителями сторон, которые выражают интересы субъектов выступают: органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, которые образуются на общем собрании работников организации и уполномоченные им; руководители организаций или иные полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; правительство страны, а также центральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, в том числе соответствующие органы местного самоуправления.
Различают следующие формы СП:
- Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
- Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
- Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
- Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.
Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.
Базовые принципы СП:
- Каждый из участников имеет право начать переговоры.
- Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
- Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
- Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
- Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
- Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
- Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
- Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
- Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.
Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.
Социальному партнерству в сфере труда посвящены гл. 3—8 ТК. Это новый институт трудового права, обусловленный вхождением России в рыночную экономику, усилением договорных методов регулирования труда. Теоретические основы этого института трудового права разработаны профессором А.С. Пашковым1 еще задолго до принятия ТК. Основное назначение социального партнерства — упреждать социальные конфликты, добиваться принятия взаимоприемлемых решений путем согласования социально-экономических интересов работодателей и наемных работников2.
Определение социального партнерства дается в ст. 23 ТК.
Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Соглашения согласно статье 45 Трудового кодекса РФ заключаются на более высоком уровне, чем уровень организации, и, соответственно, распространяют свое действие на нескольких работодателей.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
— оплата труда;
— условия и охрана труда;
— режимы труда и отдыха;
— развитие социального партнерства;
— иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними. В трехсторонних соглашениях, помимо работников и работодателей, стороной являются органы государственной власти и местного самоуправления. Разработка соглашений ведется в комиссиях, которые формируются согласно соответствующему законодательству. Например, Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений создана Законом города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве», в комиссию входят по 15 человек от каждой из сторон социального партнерства, назначаемых или выбираемых сторонами согласно собственным регламентам. Комиссия в своей деятельности опирается на Положение о Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Регламент работы Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Деятельность строится на основании ежегодно утверждаемых планов. Формами деятельности и органами комиссии являются её заседание и рабочие группы. Постоянная и временные рабочие группы Комиссии образуются по предложению сторон для организации контроля за выполнением обязательств Московского трехстороннего соглашения и решений Комиссии, подготовки материалов, необходимых для рассмотрения вопросов, вносимых на ее заседания, обсуждения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, проведения консультаций по другим вопросам.
Возглавляют комиссию 3 сопредседателя, представляющие каждую из сторон социального партнерства, также каждая из сторон назначает одного из трех координаторов Комиссии, выполняющих функции заместителей сопредседателей Комиссии, а также координационные, консультационные, организационные и контрольные функции.
Аппаратом Комиссии фактически является её секретариат из 6 человек, по 2 от каждой из сторон.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Порядок проведения переговоров по заключению Московского трехстороннего соглашения установлен в разделе 10 Регламента. Переговоры по заключению Московского трехстороннего соглашения проводятся в два этапа:
— подготовительный (в рамках рабочей группы);
— заключительный (на заседании Комиссии).
Переговоры проводятся на основе проекта соглашения, подготовленного профсоюзной стороной, и протокола разногласий, сформированного Секретариатом с учетом поступивших предложений и замечаний от всех сторон. Проект соглашения рассылается профсоюзной стороной в адрес правительственной стороны и стороны работодателей не позднее, чем за 75 календарных дней до даты проведения первого заседания рабочей группы.
Сбор предложений (новых пунктов) и замечаний к проекту соглашения прекращается за 45 календарных дней до даты проведения первого заседания рабочей группы. На основе поступивших предложений и замечаний Секретариат в семидневный срок готовит предварительный протокол разногласий и направляет его сторонам. Сбор замечаний и предложений к предварительному протоколу разногласий прекращается за 10 календарных дней до даты проведения первого заседания рабочей группы Комиссии.
Предложения и замечания направляются в адрес руководителя рабочей группы от правительственной стороны. Предложения и замечания вносятся:
— Правительством Москвы (обобщенное мнение отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы (по перечню, определенному координатором правительственной стороны));
— Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) (обобщенное мнение объединений работодателей, принимающих участие в переговорах);
— Московской Федерацией профсоюзов (обобщенное мнение объединений профсоюзов, принимающих участие в переговорах);
— членами Комиссии.
Предложения и замечания к проекту соглашения оформляются в письменном виде и должны содержать формулировку нового пункта соглашения или номер пункта, к которому они вносятся, точно сформулированную суть вносимого предложения (исключить, изменить ответственную сторону (на какую), перенести в другой раздел (какой), изменить редакцию (точная формулировка новой редакции)). Замечания должны содержать изложение мотивов их внесения.
По представленным предложениям и замечаниям Секретариат формирует рабочий протокол разногласий и доводит его до сведения руководителей рабочей группы не менее чем за 2 календарных дня до даты проведения первого заседания рабочей группы.
Переговоры на подготовительном этапе ведутся по рабочему протоколу разногласий, который готовится Секретариатом к каждому заседанию рабочей группы с учетом корректировок по итогам предыдущего заседания.
Рабочий протокол разногласий должен содержать: номер и первоначальную редакцию пункта соглашения, редакцию всех предлагаемых изменений с указанием инициатора их внесения. Рабочий протокол разногласий формируется на основе официально внесенных в установленные настоящим Регламентом сроки замечаний и протокола заседания рабочей группы и сторонами не визируется.
В ходе каждого заседания рабочей группы ведется протокол.
Протокол должен содержать: номер пункта соглашения, по которому велось обсуждение и суть принятого решения (исключить, принять в редакции… , оставить в протоколе разногласий).
Протокол заседания рабочей группы может содержать ссылки на редакции пунктов, сформулированные в протоколе разногласий.
Протокол заседания рабочей группы визируется руководителями рабочей группы и хранится в Секретариате до подписания соглашения.
Стороны вправе запросить и хранить копию протокола заседания рабочей группы.
Протокол разногласий, представляемый на заседание Комиссии (официальный протокол разногласий), должен содержать номер пункта, по которому возникли разногласия, и предлагаемые редакции, с указанием сторон, их сформулировавших. Официальный протокол разногласий визируется руководителями рабочей группы. (Форма протокола разногласий приведена в приложении 5 к Регламенту.)
Переговоры в рамках проведения рабочих групп должны быть завершены не позднее чем за 15 календарных дней до назначенной в соответствии с планом работы Комиссии даты проведения ее заседания по обсуждению проекта соглашения.
Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Проект соглашения с учетом правок, внесенных по итогам переговоров на заседании рабочей группы, и протокол разногласий (если таковой имеется) рассылаются Секретариатом членам Комиссии не позднее чем за 10 календарных дней до назначенной в соответствии с планом работы даты проведения Комиссии по обсуждению проекта соглашения.
Обсуждение проекта соглашения на заседании Комиссии осуществляется в порядке, установленном настоящим Регламентом для основных вопросов повестки дня.
Принципы в отношении действия коллективных договоров и соглашений установлены Конвенциями МОТ и трудовым законодательством. Сжато сформулировать их можно в следующих пунктах:
1. Коллективный договор имеет приоритет по сравнению с индивидуальным.
2. Нормы индивидуального трудового договора имеют приоритет над нормами коллективного только в случае, если они улучшают положение работника.
3. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
4. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
5. Соглашение действует в отношении:
A) всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
Б) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
B) органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
Г) в отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления;
Д) в отношении всех работников, занятых у указанных выше работодателей.
В целях охраны трудовых прав граждан и обеспечения стабильности трудовых отношений законодательство устанавливает, что трудовой договор может быть прекращен только по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Перечень оснований прекращения трудового договора независимо от того, кто является его инициатором, содержится в ст. 77 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем в этой статье указано, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, но только предусмотренным ТК и иными федеральными законами.
Регламентация порядка расторжения трудового договора по большинству оснований, перечисленных в ст. 77, дана в других соответствующих статьях Кодекса.
1. Пункт 1 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по соглашению сторон, которое может последовать в любое время (ст. 78 ТК), независимо от причины, побудившей стороны придти к такому соглашению. По соглашению сторон может быть расторгнут любой, в том числе срочный трудовой договор до истечения его срока. Единственное ограничение возможно, если работник по приговору суда в соответствии со ст. 50 УК РФ отбывает наказание в виде исправительных работ по месту работы. Такое наказание назначается сроком от двух месяцев до двух лет. В этом случае работа одновременно является и отбыванием уголовного наказания. Поэтому увольнение по п. 1 ст. 77 ТК не может последовать без уведомления органов, ведающих исполнением данного вида наказания.
2. Пункт 2 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора, заключенного на определенный срок, вследствие истечения срока, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. При этом трудовое отношение считается продолженным на неопределенный срок, т. е. утрачивает силу условие о сроке работы.
Порядок расторжения срочного трудового договора конкретизирован ст. 79 ТК. О расторжении договора работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения. Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, расторгается по завершении этой работы. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, расторгается с выходом этого работника на работу. Трудовой договор, заключенный на время выполнения сезонных работ, расторгается по истечении сезона.
3. Пункт 3 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работника, порядок которого регулируется ст. 80 ТК.
4. Пункт 4 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Основания для увольнения работников по инициативе работодателя указаны в ст. 81 ТК, поэтому при увольнении по инициативе работодателя ссылки в приказе и трудовой книжке увольняемого должны быть не на п. 4 ст. 77, а на соответствующий пункт ст. 81 ТК.
5. По п. 5 ст. 77 ТК трудовой договор расторгается с работником в случае его перевода по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или перехода на выборную работу (должность).
Увольнение по переводу к другому работодателю может состояться при наличии в совокупности следующих условий: согласия работника на перевод; согласия работодателя по месту работы уволить работника в порядке перевода; согласия работодателя по будущему месту работы принять его по переводу.
Увольнение вследствие перехода на выборную должность производится только после того, как состоится акт избрания работника на выборную должность. Выдвижение или регистрация в качестве кандидата на выборную должность не дают возможности для увольнения по данному основанию.
6. Пункт 6 ст. 77 ТК предусматривает прекращение трудового договора вследствие отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией.
7. По п. 7 ст. 77 ТК происходит расторжение трудового договора при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда. На практике работодатели зачастую допускают нарушение, требуя в этих случаях от работника подачи заявления об увольнении по собственному желанию и оформляя увольнение по собственному желанию работника.
8. Основанием для увольнения по п. 8 ст. 77 ТК является отказ работника от перевода на другую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Обязательное условие увольнения – наличие медицинского заключения, исключающего возможность продолжения работы безотносительно к результатам трудовой деятельности человека. При этом работник может нуждаться в переводе на другую постоянную работу вследствие стойкого снижения трудоспособности либо во временном предоставлении другой, более легкой работы на период восстановления трудоспособности. И в том и в другом случае работодатель обязан предложить работнику перевод на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. II ст. 72 ТК). Поскольку перевод требует согласия работника, отказ от перевода дает основание для прекращения трудового договора.
По нашему мнению, в Трудовом кодексе допущено противоречие между ч. II ст. 72 и п. 8 ст. 77, которое снижает уровень гарантий прав работников, поскольку создает работодателю благоприятные условия для избавления от работников, у которых даже временно понизилась трудоспособность. В п. 8 ст. 77 ТК основанием увольнения назван «отказ работника от перевода на другую работу», а ч. II ст. 72 ТК допускает увольнение по п. 8 ст. 77 также при «отсутствии в организации соответствующей работы», тем самым расширительно толкуя п. 8 ст. 77. Видимо, данное противоречие должно быть законодательно устранено. Представляется, что в этой ситуации должна применяться формулировка, данная в п. 8 ст. 77 ТК, посвященной общим основаниям прекращения трудового договора, а работодатель обязан изыскать возможность перевода работ ника на работу, которую он по состоянию здоровья может выполнять, и лишь при отказе от перевода может последовать увольнение.
9. По п. 9 ст. 77 ТК происходит увольнение вследствие отказа работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность. Как отмечалось выше, изменение местности, в которой протекает трудовая деятельность, является изменением существенных условий труда, требующим согласия работника. При отказе от переезда в другую местность трудовые отношения не могут продолжаться и наступает увольнение с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК).
10. Пункт 10 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень этих обстоятельств дается в ст. 83 ТК, поэтому при увольнении по любому из них в приказе и трудовой книжке увольняемого должна быть ссылка не на п. 10 ст. 77, а на соответствующий пункт ст. 83 TK.
11. Пункт 11 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Перечень таких нарушений содержится в ст. 84 ТК.
Продолжение работы исключается в следующих случаях:
• при заключении трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
• при заключении трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
• при отсутствии соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами;
• в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, прекращение трудового договора по данному основанию возможно лишь в случаях, когда законодательство признает эти обстоятельства исключающими возможность продолжения работы.
Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.
Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:
- Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
- Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
- Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
- Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.
Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.
Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.
Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.
Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.
Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.
Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.
Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.
Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.
Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.
Среди видов социального взаимодействия можно выделить:
- деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
- деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
- непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
- участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.
Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон. К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением. Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях