В МИСиС сообщили: преподавательский состав российских вузов «постарел»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В МИСиС сообщили: преподавательский состав российских вузов «постарел»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если ваша цель – это качественное филологическое образование и учебный план школы однозначно предполагает изучение двух языков с 5-го класса, то главной задачей родителей будет выбор языка, который детям предстоит изучать с 5 класса.

Как выбрать второй иностранный

Если этот выбор за вас не сделает школа, мотивируя его наличием преподавателя, то стоит прислушаться к таким советам экспертов:

  1. Выбирайте не родственные языки. Если первым является английский, то хорошим выбором будет китайский. Так ребенок точно не будет путать слова и правила, ему будет легче ориентироваться в каждом предмете.
  2. Выбирайте язык, который будет востребован. Если в начальной школе ребенок не изучал английский, то есть смысл выбрать именно этот предмет в качестве второго иностранного, ведь с высокой степенью вероятности именно английский может потребоваться во взрослой жизни.
  3. Ориентируйтесь на потребности семьи. Если ребенку необходимо общаться с близкими родственниками, которые проживаются за границей, то стоит приложить максимум усилий для того, что бы он изучал именно необходимый для этого язык, ведь практика живого общения – самый важный этап, которого к сожалению лишены многие школьники.

Чтобы узнать об отношении родителей ко второму языку, проводили опросы. Около 65% опрошенных считают, что качество преподавания низкое и большей части школьников он не нужен. В некоторых школах новую дисциплину вводят в 7 классе и за два года нормально выучить язык невозможно. Получается, что учат лишь для получения оценки в аттестате. Даже если изучают его с 5 по 9 класс, то многие выпускники остаются на уровне «могу читать и переводить со словарем».

При введении дисциплины со 2 класса есть огромный минус — к этому возрасту не у всех детей сформирована речь на родном языке. Начинать обучать иностранному языку, если есть логопедические проблемы, нельзя.

Также большинство родителей сходятся в том, что второй язык из-за нехватки квалифицированных педагогов, малого количества часов, отсутствия у детей мотивации является своего рода профанацией. Такая ситуация приводит к стрессовым ситуациям, повышенная нагрузка отрицательно сказывается на детском здоровье.

В противовес этим мнениям существуют и другие. Например, предлагают оставить второй иностранный, но изучать его будут те, кто изъявит желание и кому он необходим. Предмет войдет в категорию дополнительного бесплатного образования.

Изменения в учебном процессе

У всех школьников с первого сентября в расписании появились «Разговоры о важном». Это обязательное внеурочное занятие, которое каждый понедельник проводит классный руководитель. Цель проекта — воспитание в учениках ценностного отношения к своей Родине, населяющим её народам, её истории, природе и культуре. Тематика занятий на первую четверть учебного года выглядела так:

  • 5 сентября — День знаний.
  • 12 сентября — Наша страна – Россия.
  • 19 сентября — 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского.
  • 26 сентября — День пожилого человека.
  • 3 октября — День учителя.
  • 10 октября — День отца.
  • 17 октября — День музыки.
  • 24 октября — Традиционные семейные ценности.
  • 31 октября — День народного единства.

«Разговоры о важном» проходят в форме диалога между учителем и учениками. Программа уроков включает игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия педагоги собирают обратную связь — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, задавать свои вопросы по теме.

По рекомендациям предыдущего ФГОС, во многих общеобразовательных школах ученики 5-9 классов должны были изучать второй иностранный язык. Но в большинстве случаев школы сталкивались с нехваткой педагогических кадров и / или учебных часов в расписании.

С нового учебного года второй иностранный появился в расписании лишь специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков, либо в школах с профильным делением классов. Ещё в 2017 году Ольга Васильева, которая на тот момент была министром образования РФ, высказывалась против второго иностранного языка в непрофильных школах:

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо».

Читайте также:  Как написать заявление в полицию на соседей за оскорбление личности и угрозы

Кроме того, новый стандарт исключил из перечня обязательных предметов:

  • астрономию;
  • экономику;
  • право;
  • естествознание;
  • Россию в мире;
  • экологию.

Почему отменили обязательный второй иностранный?

Ответ на этот вопрос вполне очевиден. И главная причина – высокая загруженность детей по основным предметам. Ребята часто физически не справляются с поставленными задачами. Большой объём домашних заданий, посещение художественных или музыкальных школ, а также спортивных секций. Все это требует от ребёнка высокого уровня организованности. Отмечается, что в таком режиме ученики не успевают полноценно осваивать основной иностранный язык. Многие родители и дети понимают, что знание английского языка играет важную роль для будущей карьеры. Именно на его изучение тратится много времени и средств. Логично, что дополнительный второй язык замедляет скорость усвоения основного языка. Это влечёт за собой необходимость занятий с репетитором.

Учитывая все спорные моменты, Министерство просвещения РФ дало право родителям и ученикам самостоятельно определять учить или нет второй иностранный язык. Ситуация осложняется тем, что в провинциальных школах просто нет специалистов по французскому, испанскому или немецкому языкам. Есть нехватка специалистов даже по английскому языку. Поэтому вполне логично, что в таких школах отменяется изучение второго языка.

Введение иностранного языка со второго класса: существуют нормативные документы?

Существует ли нормативный документ или рекомендации Минобра России по введению иностранного языка со второго класса в начальной школе?

Такого нормативного акта нет. Введение иностранного языка со второго класса предусмотрено в ПООП НОО. Рекомендации есть, но они касаются изучения редких иностранных языков.

В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы, в том числе иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). Узнайте подробнее, какие учебники по второму иностранному языку использовать.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Вместе с тем, ФГОС и другие документы не определяют на каком этапе освоения образовательной программы необходимо вводить иностранный язык, это образовательная организация определяет самостоятельно, утверждая программу (ст. 12 и ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

В примерной основной образовательной программе начального общего образования имеется примерный учебный план, в котором введение иностранного языка предусматривается со второго класса. Примерные основные общеобразовательные программы опубликованы в Реестре примерных основных общеобразовательных программ.

Кроме того, на введение иностранного языка со второго класса указывается в письме Минобрнауки России от 13.03.2007 № 03-513. Это письмо содержит рекомендации по изучению редких иностранных языков, то есть не традиционных при реализации образовательных программ языков: английского, немецкого, французского или испанского, а ранее не изучавшихся в системе общего образования.

Однако эти рекомендации в части введения иностранного языка со второго класса можно применить и к распространенным в изучении иностранным языкам.

В учебный план начальной школы введен учебный предмет «Иностранный язык», что нормативно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса (Письмо Минобрнауки России от 13.03.2007 № 03-513).

Дополнительный предмет — нужен ли

Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях. Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.

О плюсах новой дисциплины:

  • способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
  • расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;
  • специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.

По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:

  • значительное увеличение нагрузки;
  • велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
  • методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
  • учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
  • нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.

Второй иностранный в школах: плюсы и минусы

Иностранный язык — не дополнительный предмет, а один из фундаментальных, так как развивает иноязычные коммуникативные компетенции, что позволяет молодым людям беспрепятственно общаться с людьми разных стран. Школьники не только учатся общаться, они узнают культуру и традиции других стран, расширяют свои возможности для продолжения образования, учатся планированию и самодисциплине, показывают хороший личностный рост.
Сейчас со второго класса во всех школах дети изучают иностранный язык. Чаще всего — английский, популярностью пользуются немецкий, французский и испанский. Набирает спрос китайский. С пятого класса на изучение первого иностранного языка отводится 105 часов в год. То есть, дети посещают уроки иностранного языка трижды в неделю.
Введение второго обязательного иностранного языка требует ещё 2 часа в неделю, так как на него отводится 70 часов в год.
Нагрузка на пятиклассника составляет 32 часа в неделю: три дня по шесть уроков, два дня по семь. При введении второго иностранного языка придётся вносить изменения в сложившуюся базисную структуру занятий. Какой из существующих предметов нужно убрать? Проблема…
Повышается и психологическая нагрузка на ребёнка — возрастает количество контрольных работ и зачётов. Второй иностранный язык должен изучаться на достойном уровне, а потому контроль за его усвоением прописан достаточно жёсткий.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на двух детей

Главными противниками нововведений являются родители учащихся. Они опасаются того, что дополнительная дисциплина увеличит нагрузку, соответственно, изучение не будет эффективным. Минобразования успокоило родителей тем, что обучение иностранным языкам будет происходить поэтапно: английский – с 1 класса, а испанский, французский, немецкий или китайский – с 5 класса, причем в неделю будет всего два урока. Дополнительный предмет требуется освоить лишь на базовом уровне. Это означает следующее:

  • важно освоить основные правила речи и грамматические нормы;
  • необходимо приобщиться к культурным ценностям и традициям страны;
  • ученики должны уметь излагать свои мысли как устно, так и письменно, а также находить нужную информацию в иностранных масс медиа.

Условия принятия новых стандартов

Государственные стандарты являются обязательным для школ нормативным документом, на их основе разрабатываются учебные программы и учебники.

Действующие были приняты еще в 2010 году. В них конкретно говорится, что второй иностранный язык включается в учебный план в качестве обязательного предмета. На практике второй иняз, конечно, преподавался не всегда, очень часто к его изучению подходили формально.

В 2017 году на образовательные стандарты обратил внимание президент РФ Владимир Путин. Он поручил пересматривать их периодически, так как наука не стоит на месте. И вот новые стандарты приняты, соответствующие приказы утверждены Минпросвещения, и они начнут применяться начиная с 01.09.2022г, то есть со следующего учебного года. Один год дается образовательным организациям для освоения новых правил. И, в частности, на основании новых стандартов состоялась отмена второго иностранного языка в школе как обязательного предмета с 2022-2023 учебного года.

Что закреплено в новых стандартах относительно второго иняза.

Мой опыт изучения второго языка

Я начала учить английский в двадцать семь лет – съездила в Турцию и поняла, что неловко как-то не знать иностранных языков. Да, было сложно, я работала, да еще и новые отношения завязались практически одновременно с началом курсов английского, но у меня была мотивация, и за полтора года я освоила его настолько, чтобы и в интернете ориентироваться, и ребенку помогать с уроками.

Считаю, что и наши дети подрастут и сами решат, что им нужно, и второй иностранный никогда не поздно учить, особенно если в нем есть потребность. Но это должны быть осознанные усилия, должно быть понимание, зачем ты это делаешь, тогда он и даваться будет проще и не получится так, что потратишь на его изучение много лет, получишь оценку на зачете или экзамене и тут же забудешь на всю жизнь, как страшный сон.

А школы, если уж так хотят сделать для детей хорошо, могли бы давать возможность бесплатно заниматься иностранным факультативом. Кто захотел – тот пошел. Все-таки к иностранным языкам должна быть склонность, чтобы учить их не по одному, да еще одновременно. Много вы таких людей знаете, которые владеют несколькими языками?

Учить английский с первого класса или позже

В школах начинают учить английский язык со второго класса не просто так. Представьте, ученик только что пришел в первый класс, его ждет огромный стресс, ведь начинается новый этап в его жизни. Большая нагрузка, несколько уроков в день, много домашних заданий, незнакомые учителя и одноклассники, строгость со стороны педагогов и требования к поведению в школе – все это усугубляется возложенной ответственностью со стороны взрослых. Целесообразно ли в этот сложный период жизни подключать еще и изучение иностранных языков?
В такой обстановке будет довольно сложно привить первокласснику интерес к новому занятию и вызвать мотивацию. Причем не стоит забывать, что родителям также придется непросто, ведь непонятый материал будет возложен на их плечи.

Второй класс дается ребятам проще. Они уже адаптировались к новому ритму жизни, обязанностям и учебе. Однако не стоит думать, что учить английский язык с 7 лет строго запрещено. Главное найти правильный подход.

Читайте также:  Единая упрощённая декларация за 1 квартал 2023 года

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни. В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС требует ввести изучение второго иностранного языка в 5-9-х классах, в начальных и старших не нужно. Вводить изучение второго иняза на старшие класса нецелесообразно, из-за нехватки времени и из-за трудности усвоения всего материала в целом.

Согласно Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 ст.28 ч.1, школа свободна в выборе иностранного языка. Для выбора языка, необходимо только создать условия и иметь в штате учителя выбранного языка. Оптимальными являются немецкий, французский, испанский и итальянский языки, так как учебники по ним есть в Федеральном перечне. Так же школа может учитывать мнение родителей, но имеет право и отказать в их выборе.

Каждый регион страны может самостоятельно решать, в какие классы и в каких объемах вводить дополнительный иностранный язык для его изучения школьниками.

А вот по мнению Министра образования, мы не можем позволить вводить в образовательные учреждение изучение двух иностранных языков, так как в полном объеме дети их выучить не смогут, им необходимо хорошо знать родной русский язык, который к сожалению, мы знаем не очень хорошо. Конечно же, такое заявление вызвало массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьных программах уже к 2020 году.

Нормативная база о внедрении второго иняза в школах с 2019-2020 года, конкретно не ясна. Сегодня подписанных официальных документов или окончательных законов еще не существует, также, как и установления конкретного языка.

Наиболее правдивой является перспектива предоставление школой право вводить или нет для своих школьников второй иностранный язык. Кто должен принимать такие решения? Родители или администрация учебного заведения? На эти вопросы еще предстоит найти решения и ответы. Хочется сказать, что паниковать пока еще рано, необходимо немного подождать, и тогда нам все станет предельно ясно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *