Можно ли преподавать английский без лицензии?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли преподавать английский без лицензии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Английский популярен. С этим не поспоришь. Знание английского языка — трамплин для карьеры, возможность оперативно узнавать новости из первоисточников, шанс самостоятельно путешествовать по миру. Кандидату с хорошим английским проще найти работу, и его зарплатные ожидания выше на 20-30%. Другие языки куда менее востребованы и чаще воспринимаются лишь как дополнение к английскому.
Кто не может работать без лицензии
Данный вопрос регулируется п.1 ст.57 закона № 319-III от 27.07.2007 г. «Об образовании», и в нем указывается, что юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, подлежать обязательному лицензированию.
Пп.3 п.1 ст.28 закона № 202-V от 16.05.2014 г. «О разрешениях и уведомлениях» конкретизирует какие из отдельных видов образовательной деятельности необходимо лицензировать. Например, Приложение №1 к закону содержит перечень подвидов образовательной деятельности, где лицензия строго необходима, это:
- Начальное образование;
- Основное среднее образование;
- Общее среднее образование;
- Техническое и профессиональное образования по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений;
- Послесреднее образование по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений;
- Высшее образование;
- Послевузовское образование;
- Духовное образование.
Репетиторские услуги: сценарии развития бизнеса
Репетиторский центр из маленькой компании в квартире жилого дома может разрастись до размеров настоящего бизнес-монстра, который вступит в смертный бой с безграмотностью. Если предприятие будет приносить стабильный доход, то рано или поздно бизнесмен задумается о расширении.
Можно делать акцент на основных предметах, которые преподавались и раньше, но расширить штат педагогов, а можно добавить новые науки. К примеру, открытие языковой школы при репетиторском центре — перспективная идея.
Если количество учеников растет в геометрической прогрессии, то можно открыть несколько дополнительных филиалов, где преподают только один-два востребованных предмета. К примеру, можно объединить литературу и русский язык, математику и физику, биологию и химию, иностранные языки (английский, французский, немецкий).
Школа репетиторства окупит вложения примерно за год. Если поначалу дела будут идти плохо, то этот срок увеличивается до полутора-двух лет. Если вы сами когда-то вкладывали в скудные умы крупицы знаний и у вас остались знакомые из педагогической братии, то не стесняйтесь привлекать их в свое репетиторское дело.
Обращайте внимание на квалификацию своих сотрудников. Они должны не только блестяще владеть предметом, но и обладать навыками общения, умением объяснять тему урока, способностью налаживать контакт даже с самыми безнадежными учениками. Если ваш штат будет состоять из грамотных специалистов, то результаты их уроков станут лучшей рекламой центра.
Что нужно чтобы стать хорошим репетитором
Немногие понимают, что репетитор – сложная и ответственная профессия. Существует стереотип, что репетиторство – побочная деятельность школьного учителя или преподавателя ВУЗа. В реальности истинные мастера своего дела не являются ни первыми, ни вторыми.
Опыт и наличие высшего образования – главные требования к качественному репетитору. Не будут лишними навыки в сфере педагогики или психологии. Кроме того, практические навыки также являются немаловажными. Стоит понимать, что, чем дольше человек занят в данной сфере, тем опытнее он становится и тем качественнее он выполняет свою работу. Соответственно, его тарифы со временем имеют тенденцию расти.
В большинстве случаев проследить длительность опыта нелегко. Поэтому не будет лишним просить у каждого своего ученика рекомендации. Отзывы являются своего рода подтверждением вашей компетентности в данной сфере.
Можно ли заниматься репетиторством на дому − законно ли это?
Грань законности здесь тонка. Предположим, что вы – студент, и вас попросила «подтянуть» по линейной алгебре ваша сокурсница. (Какой же молодой человек откажется от частных занятий с девушкой, особенно, если она симпатичная?). Однако с точки зрения налоговых органов имеет место предоставление репетиторских услуг частным образом. А если число занятий у вас будет более трех, то еще и на профессиональной основе (то есть, уже на гране крупного размера). Смешно? А вот в арбитражном производстве до сих пор «висят» такие дела, которые были начаты по заявлению бдительных комендантов общежитий. Обвиняемые доказывают, что не имели цели извлекать доход из своих действий…
Вообще, конечно же, никто не может вам запретить обучать людей, в том числе, и за деньги. Однако для того, чтобы делать это легально, нужно обрести официальный статус самозанятого (то есть, встать на учет). Вот именно это действие и подлежит контролю со стороны правоохранителей.
Бизнес-план репетиторского центра с нуля
Без грамотного планирования нельзя адекватно оценить перспективы развития проекта. При составлении бизнес-плана учитывают требования контролирующих органов к учреждениям образования.
В документ включают следующие пункты:
- аналитика: изучают спрос, конкуренцию, определяют собственную концепцию, выбирают направление деятельности;
- регистрация бизнеса — получают правовой статус, собирают нужные документы;
- финансовая часть — составляют смету расходов и прогноз доходной части;
- помещение — выбирают оптимальный с точки зрения и нормативных требований, вариант аренды;
- оборудование — приобретают комплект мебели, оргтехники;
- персонал — составляют штатное расписание, принимают на работу квалифицированных сотрудников;
- реклама — определяют и запускают в действие эффективные инструменты продвижения услуги;
- риски — оценивают влияние негативных факторов на развитие центра, находят пути их минимизации.
Рассмотрим детально базовые этапы этого плана.
Лицензия на услуги репетитора для самозанятых?
Физическое лицо, которое самостоятельно занимается выполнением соответствующих работ по гражданско-правовым договорам, в том числе в формате ИП, называется самозанятым.
Репетиторы могут зарегистрироваться в качестве самозанятых без регистрации ИП и уплачивать налог на профессиональный доход (4 % — при расчетах с филицами или 6 % — с юрлицами) через приложение «Мой налог». НДФЛ и страховые взносы уплачивать не нужно.
В соответствии с ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ для оказания услуг самозанятым без регистрации ИП не требуется получение разрешения.
Самозанятый репетитор лицензия на деятельность которого не требуется, не может привлекать наемных работников.
Следовательно, самозанятые лица без статуса ИП не смогут получить лицензию на ведение своего бизнеса в этой отрасли.
Что такое репетиторский центр
Уровень образования современных российских школ устраивает не всех. Дефицит знаний учащихся наиболее остро чувствуется при сдаче ЕГЭ и поступлении в ВУЗы. Восполнить прорехи в знаниях помогут профессиональные педагоги — репетиторы. Альтернативой частной практики может стать организация специального центра образования.
Услуга наиболее востребована у возрастной категории от 6 до 18 лет. Сегодня репетиторство популярно и неплохо оплачивается, поэтому спрос на опытных педагогов растет.
Основная задача организации — повысить уровень знаний ребенка в процессе дошкольной подготовки, а также, за весь срок его обучения в рамках школьной общеобразовательной программы.
Чем репетиторство лучше обычных уроков? Занимаясь в центре, ученик будет получать тот спектр знаний, который необходим конкретно ему. Репетитор, общаясь с ребенком индивидуально, сможет выявить не только пробелы знаний, но и наиболее эффективные способы их подачи. Так материал будет усвоен максимально полно.
Востребованы следующие дисциплины:
- Математика.
- Русский язык и литература.
- Информатика.
- Естественные науки (физика, химия, биология и т.д).
- Иностранные языки.
Нередко клиентами центров становятся студенты — не каждый из них имеет возможность получить дополнительные знания при вузах.
«Зачем и как репетитору оформлять самозанятость»
Эксперт нечасто обладает предпринимательскими способностями. У него или у нее есть опыт, авторитет, харизма (не всегда) и крутой продукт (или способность его сделать), но создание компании, продвижение, организация учебного процесса онлайн и операционная деятельность для эксперта — темный лес.
Чтобы не забросить идею об онлайн курсах и запустить проект в течение короткого времени, эксперт может либо объединить усилия с продюсером, либо найти помощника, который за руку проведет эксперта по всем этапам создания онлайн школы, обучит продюсерским премудростям, а также поможет с продвижением и запуском. Таким «старшим товарищем» для … резидентов стал акселлератор онлайн школ Accel, который с первого дня погружает своих подопечных в процесс создания успешного инфобизнеса и быстро выводит стартапы на окупаемость и прибыль.
Оксана Сударева — эксперт в области преподавания английского с 28-летним опытом и степенью кандидата наук. Но она пять лет не могла решиться на запуск проекта, пока не попала в Accel. За два месяца Оксана не только поняла, как открыть курсы английского, но уже зарегистрировала ИП, уладила все юридические формальности и готова стартовать проект уже в ноябре. А еще Оксана успела получить максимум пользы от конференции «Контент & PR» в Алуште: нетворкинг, мастер-классы, идеи по созданию и продвижению онлайн школы от лидеров отрасли» Нетологии«, «Синергии», «Free Publicity School» и «SkyEng».
Мы попросили Оксану поделиться опытом и впечатлениями: «На пути создания моей школы я просто была сбита с ног цунами из огромного количества информации, технических моментов, в которых нужно было разобраться.
Порой хотелось все бросить и опустить руки, потому что любая мелочь превращалась в большой вопрос: на какой платформе сделать лендинг, на какой платформе проводить вебинар, где открыть расчетный счет, как подключить эквайринг, как открыть личный кабинет на сайте налоговой и получить электронную подпись, как разобраться со всеми финансовыми, юридическими и налоговыми тонкостями связанными с ИП… Мне очень помогали мои коллеги с Акселератора, которые сами уже это прошли, что-то попробовали и могли подсказать какие-то практические вещи».
Если вы продюсер, который собирается открыть онлайн школу английского языка, вам нужен эксперт (или несколько), который займется контентной частью (создаст программу, видеоуроки и методические материалы) и преподаванием (будет проводить вебинары, индивидуальные и групповые консультации, проверять домашние задания…).
Экспертов можно искать через знакомых, в интернете, на нетворкинговых мероприятиях. Иногда приходится пообщаться с многими экспертами, чтобы найти того, кто вам подходит. Но оно того стоит — от этого партнерства во многом зависит успех онлайн курсов.
В настоящее время индивидуальное обучение детей и взрослых, подготовка к школе, сдаче экзаменов, входит в разряд высоко востребованных услуг.
Репетитор — учитель, оказывающий образовательные услуги в индивидуальном порядке.
Чаще всего репетиторами становятся опытные или начинающие преподавателя, совмещающие основную работу с оказанием услуг в индивидуальном порядке, или те, для кого репетиторство является единственным источником дохода. Во всех случаях преподаватели получают деньги, проводя занятия индивидуально или в группах. Такой режим обучения удобен и для учителей и для обучаемых. Появляется возможность посещать частные уроки и получать необходимые знания по выбранному предмету.
Сегодня открыто множество компаний, оказывающих образовательные услуги, но, репетиторы продолжают пользоваться высоким спросом. Причём даже особой рекламы не нужно. Здесь отлично работает «сарафанное радио», когда родители учеников рекомендуют данного педагога другим.
Федеральный закон «Об образовании» от 2012 года регламентировал деятельность только индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги самостоятельно или с привлечением дополнительных педагогов. Вариантов работы физлиц без образования ИП не было до 2016 года, до момента внесения изменений в Налоговый кодекс. Тогда, кроме ИП, появился статус гражданина, оказывающего услуги физлицам для личных, домашних и других нужд.
В статью 217 внесли новый пункт 70, где доходы, полученные физлицами от физлиц за оказание подобных услуг, были выведены из-под налогообложения. В данный перечень попали те, кто присматривает и ухаживает за людьми, ведёт домашнее хозяйство, убирает помещения и репетиторы. Были введены налоговые каникулы для указанных категорий до конца 2019 года. Скорее всего, они будут продлены и дальше.
С 1 января 2020 года налоговые каникулы для репетиторов отменены. В течение предыдущих трех лет репетитор мог оказывать образовательные услуги в частном порядке и никому ничего не платить. Для этого было необходимо:
- работать без открытия ИП
- обучать самостоятельно, без привлечения других педагогов
- подать в налоговую уведомление
Для подачи уведомления нужно было скачать электронную форму с сайта ФНС, распечатать и заполнить в двух экземплярах. С паспортом и уведомлением обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства. Там поставят отметку и всё, работайте спокойно. Никаких отчетов сдавать не нужно, платить налоги тоже.
При этом, вы будете осуществлять свою деятельность чётко в рамках действующего законодательства. Сроки подачи уведомления не ограничены. Это можно сделать в любой момент.
Репетиторство на дому: законно ли, с чего начать, налоги, штрафы
А теперь разберем негативные стороны вопроса. И их также немало. Начнем с минусов для самих исполнителей работ:
- Приработок на репетиторстве фундаментально ограничен физическими факторами: вечер каждого дня, кода могут предоставляться репетиторские услуги, не резиновый. Как правило, это вечера именно рабочих дней, потому что даже репетиторам нужно отдыхать (на выходных). И более 2 занятий за вечер провести не получится чисто физически.
Кратный рост могут продемонстрировать те, кто переключается на 100%-ную занятость по данной теме: они начинают усиленный поиск учеников, готовых заниматься не только по вечерам, используют для этого, в том числе, услуги посредников. Но и у них увеличить производительность более, чем в 2 раза, получается далеко не всегда.
- Цена на репетиторские услуги определяется платежеспособностью населения в стране. Она падает, а дополнительное обучение – это, все-таки, не продовольственные товары, без которых никак. В итоге доходы даже качественного преподавателя жестко ограничены по обоим параметрам (и по стоимости услуг и по их возможному количеству).
- Репетиторство находится в «серой зоне» экономики. Это нелегально предоставляемые услуги, которые приводят к выпадению доходов из бюджета страны. Как следствие, частные преподаватели постоянно живут, как на бочке с порохом. Любая утечка информации об их дополнительной коммерческой деятельности может привести к проблемам с фискальными органами или даже с правоохранительными.
В свете последней дискуссии в обществе на эту тему появился и был законодательно утвержден статус «самозанятого» гражданина. Это лицо, не оформившее себе никакой организационно-правовой формы, но по факту занимающееся оказанием услуг или осуществлением работ на коммерческой основе. А теперь разберем минусы от деятельности самозанятых, которые определяют для государства его администраторы.
Обращаем ваше внимание: это не объективные показатели, а именно то, как видят ситуацию отечественные чиновники (и разумеется, озвучивают свою позицию).
- Лица, оказывающие услуги или осуществляющие работы частным образом, не выдают чеки, как следствие, заставить их платить налоги с их доходов практически невозможно (или крайне трудно осуществимо). А это означает, что такие люди имеют необоснованное преимущество перед легальными обучающими центрами.
- Практически невозможно проконтролировать качество предоставляемых услуг. Равно как с позиции суда невозможно определить степень вины преподавателя, если, к примеру, недовольные родители ученика потребуют вернуть заплаченные за его подготовку деньги. Качество услуг, предоставляемых репетиторами, останется в «серой зоне» даже в том случае, если удастся массово легализовать их статус.
- Реально самозанятые в репетиторстве граждане не торопятся регистрировать свой новый статус, так как это зачастую означает то, что они лишатся части дотаций, которые они получают от государства (например, пенсий или пособий). Как следствие, предоставление услуг обучения на дому частным образом, в итоге не приводит к уменьшению социальной нагрузки на государственный бюджет.
Грань законности здесь тонка. Предположим, что вы – студент, и вас попросила «подтянуть» по линейной алгебре ваша сокурсница. (Какой же молодой человек откажется от частных занятий с девушкой, особенно, если она симпатичная?). Однако с точки зрения налоговых органов имеет место предоставление репетиторских услуг частным образом. А если число занятий у вас будет более трех, то еще и на профессиональной основе (то есть, уже на гране крупного размера). Смешно? А вот в арбитражном производстве до сих пор «висят» такие дела, которые были начаты по заявлению бдительных комендантов общежитий. Обвиняемые доказывают, что не имели цели извлекать доход из своих действий…
Вообще, конечно же, никто не может вам запретить обучать людей, в том числе, и за деньги. Однако для того, чтобы делать это легально, нужно обрести официальный статус самозанятого (то есть, встать на учет). Вот именно это действие и подлежит контролю со стороны правоохранителей.
Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя. Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете. И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.
Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:
- захватывать внимание своих учеников;
- удерживать его;
- обладать острым умом, чтобы парировать каверзные вопросы;
- и самое главное – обладать чувством юмора.
«Балом здесь правит» интернет. В советское время самым эффективным являлось сарафанное радио, а сейчас удалось этот процесс естественным образом формализовать. Сейчас существует большое количество интернет-ресурсов, посвященных тематике репетиторства, которые представляют собой, по сути, продвинутые «доски объявлений» с отзывами. Там можно разместить и собственное сообщение, а кроме того, можно попросить ваших студентов оставить на данном вашем объявлении положительный отзыв.
Хотя я занимаюсь с детьми, мои заказчики — родители. Это они платят за занятия, поэтому я стараюсь уделять им достаточно внимания.
За время работы я поняла, что о правилах и порядке работы надо обязательно подробно рассказать во время первого звонка. Но этого недостаточно. Лучше распечатать или отправить по электронной почте памятку.
Я всегда приглашаю родителей на первый урок, но за три года никто из них так и не пришел.
Еще я уточняю, каким способом удобнее общаться: звонки, смс, Телеграм или другие мессенджеры. Если ученик не пришел на занятие — звоню или пишу, чтобы уточнить, все ли в порядке. Не делает домашние задания, не пишет сочинения — предупреждаю родителей, что это повлияет на результат моей работы.
Со старшеклассниками я напрямую решаю вопросы о переносе занятий или отработке пропущенных уроков. Когда учишь школьников 5-9 классов, все изменения в расписании нужно согласовывать с родителями.
Большинство одиннадцатиклассников сами просят родителей найти им репетитора, потому что волнуются перед предстоящими экзаменами. Они готовы работать и знают, что результат зависит от них. С такими учениками просто и приятно заниматься.
Встречаются и ленивые или капризные дети. Их заставляют учиться родители, поэтому репетитора они воспринимают как наказание: бунтуют, игнорирую задания, чатятся или отвечают на звонки во время урока. С такими я не работаю.
Если ученик не делает домашнее задание, пропускает занятия без предупреждения, говорю и ему, и родителям, что не вижу смысла в таких уроках. Либо ученик начинает учиться, либо я прекращаю с ним заниматься.
Самое важное в работе репетитором: я могу сама выбирать, с кем мне работать.
Как работать репетитором без регистрации ИП
ШАГ-1: Проверьте, является ли выбранный вид деятельности репетиторством
Репетиторство — это консультативные услуги по отдельным учебным предметам и дисциплинам, образовательным областям, темам. Помощь в подготовке к централизованному тестированию также будет являться репетиторством .
Занятия с репетитором подразумевают преодоление трудностей в изучении:
— отдельных тем учебных программ по учебным предметам.
Важно!
Не путайте репетиторство с обучением новым предметам и знаниям.
Задача репетитора — помочь лучше разобраться в изучаемом предмете, но не обучить новой дисциплине.
Если вы хотите обучать ваших учеников новым знаниям, умениям, навыкам, развивать их творческие способности, вам придется зарегистрироваться в качестве ИП. Такая деятельность подпадает под понятие «обучение» и к репетиторству не относится .
Пример
К репетиторству не относятся, в частности:
— деятельность по проведению курсов по обучению детей и взрослых иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим учебным дисциплинам;
— деятельность по предоставлению индивидуальных услуг, оказываемых учителем-дефектологом (учителем-логопедом, тифлопедагогом, сурдопедагогом, олигофренопедагогом);
— деятельность по обучению взрослых нанесению макияжа;
— деятельность по написанию контрольных, курсовых и дипломных работ.
Для их осуществления необходимо зарегистрироваться в качестве ИП.
Чтобы не пришлось регистрироваться в качестве ИП, важно, чтобы вы оказывали услуги репетитора самостоятельно. Если вы захотите привлечь наемный труд, нанять кого-то еще, например, по трудовому договору или договору подряда, обязательно зарегистрируйтесь в качестве ИП .
Полезные советы для тех, кто решил стать репетитором
Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом — репетитором.
Репетитор — человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.
Я частным образом преподаю русский язык и литературу детям и взрослым уже два года и хочу поделиться кое-каким опытом.
Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.
Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.
Укажите район — таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.
Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука — математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.
- Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и хорошие отметки в школе.
- Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им, иначе они просто разбегутся. Поэтому вам — вольному скульптору детского ума — придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное — не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
- Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
- Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В образовании, пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
- Если ученик ведёт себя из рук вон плохо — ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее — прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
- Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий, да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить — сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное — результат, а не деньги, не так ли?
- Если после урока ученик забыл заплатить — не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
- Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.
В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель — это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.
Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.
Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в х.
Как отличить плохого репетитора
Есть несколько признаков, по которым можно выявить непрофессионального преподавателя уже на этапе поиска. Нельзя сказать, что они ставят клеймо, но стоит с настороженностью отнестись к репетитору, если он:
- Сам не знает, какой вариант языка преподает — частая проблема у начинающих репетиторов. Профессионалы хорошо понимают различия между американским и британским английским и учат одному варианту, но при этом говорят о наличии другого.
- Обещает научить «идеальному» английскому — профессиональные преподаватели знают, что «идеального» языка за пределами Букингемского дворца не существует. То же самое относится к «идеальному» произношению. Хороший репетитор будет поправлять вас, если вы делаете критические ошибки, неправильно выговариваете звуки и тем самым затрудняете понимание. Специалист по фонетике поставит вам произношение максимально близкое к произношению носителя. Но научить говорить в точности, как носитель, не может обещать никто. Это просто маркетинговый ход. Дело в том, что мышцы рта подстраиваются под произношение родного языка в раннем детстве, когда они еще эластичны, а затем застывают. Из-за этого звуки иностранного языка произносятся тяжело, «неестественно». И носители обычно «вычисляют» неносителей с первых фраз даже на самом высоком уровне владения языком. Исключения есть, но они очень редки.
- Обещает слишком быстрый результат при небольших усилиях — если вы начинаете всерьез изучать язык, лучше сразу настроиться на долгосрочную либо интенсивную работу. Выучить английский с нуля до B2 за год возможно, но для этого придется заниматься по два часа каждый день. При меньших нагрузках срок будет расти. Хороший репетитор пояснит эти моменты и назовет реальные сроки.
- Учит по русским учебникам — к сожалению, большинство русских учебников по английскому безнадежно устарели. Знаете учебник Аракина? Нет? Ну и хорошо. Профессиональные репетиторы используют современные зарубежные учебники.
- Специалист во всем — остерегайтесь репетиторов, которые говорят, что они и бизнес-английскому учат, и IT-лексику знают, и academic writing подтянут, и к ЕГЭ готовят, и дикторское произношение ставят — в общем все на свете умеют. Каждый отдельный навык требует долгого изучения, поэтому чаще всего хорошие преподаватели специализируются на чем-то одном.
Имеет ли образование?
Это естественный и, наверное, первый вопрос, который обычно нас интересует. Второй вопрос – как, полученное образование, относится к репетиторству английского языка? В таком случае, чем ближе образование к предмету изучения, тем лучше. Однако более важными вопросами в этом разделе будут: где и как было получено это образование. По поводу отечественных ВУЗов – большие комментарии излишни. Во-первых, не многим из них удалось завоевать добрую репутацию, во-вторых, не многим студентам таковых удалось их честно закончить. Можно иметь диплом и не иметь уровня. Можно иметь уровень и не иметь диплома. Во втором случае это, скорее, – недоразумение, в первом – катастрофа. Более того, не всегда «наше» образование может сыграть большую услугу для репетитора. Хорошие знания в сфере теории языка могут не совсем пригодится для тех, кто нуждается в практическом его применении.
Так что вопрос образования репетитора я бы свёл не к регалиям, а к его уровню владения предметом и открытости к постоянному росту и совершенствованию.
Сколько часов преподает?
Если вы слышите, что репетитор постоянно занят преподаванием, возможно, это недобрый сигнал. Приведем несложную арифметику, если преподаватель работает 8-часовой рабочий день, то в таком случае, с учетом 1 часа подготовки на 1 час занятий, он может проводить не более 20 классных часов в неделю. То есть не больше 4 часов преподавания в день! Выводы делайте сами.
Вы будете исключением, если согласитесь быть у преподавателя «пятым или шестым часом» и наблюдать его в течение своих занятий, как того, кто только «поднялся с каменоломни». Поверьте, вы как ни кто другой заинтересованы в хорошем отдыхе своего репетитора. Вне вопросов, при большей загруженности преподавателя, качество уроков неминуемо тянется к уровню «second best».
Те, кто слишком занят работой, обычно редко выделяют время для её осмысления и анализа. У репетитора должно быть время, для того чтобы он мог «оглянуться назад» и «стать в сторону», взвесить все положительные и отрицательные стороны, сделать выводы, задаться вопросами: что было достигнуто, а что нет и по каким причинам, какие уроки на будущее можно извлечь, и т.д. Для чего? – Для того чтобы быть опытным и результативным репетитором.