Санитарные разрывы от железных и автомобильных дорог
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарные разрывы от железных и автомобильных дорог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ, устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН
Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).
№ | Напряжение, кВ | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|
1. | 330 | 20 |
2. | 500 | 30 |
3. | 750 | 40 |
4. | 1150 | 55 |
СЗЗ очистных сооружений
В разделе 13 СанПиН определены размеры СЗЗ для разных типов очистных сооружений (ОС), в том числе полей и прудов. Величина СЗЗ зависит от производительности сооружений:
№ | Тип сооружения | Производительность тыс. куб.м./сут | Класс | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|---|---|
1. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | >280 | I | 1000 |
2. | Поля орошения или фильтрации | >50 | I | 1000 |
3. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | 50-280 | II | 500 |
4. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | 50-280 | II | 500 |
5. | Поля орошения или фильтрации | 5-50 | II | 500 |
6. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | 5-50 | III | 300 |
7. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | 5-50 | III | 300 |
8. | Поля орошения или фильтрации | 0,2-5 | III | 300 |
9. | Пруды для биологической очистки, сливные станции | — | III | 300 |
10. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | IV | 100 | |
11. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | IV | 100 | |
12. | Поля орошения или фильтрации | IV | 100 | |
13. | Открытого типа ОС поверхностного стока, пункты для сплава снега, снеготаялки | — | IV | 100 |
14. | КНС и резервуары, служащие для аварийной регулировки, ЛОС от 1 тыс. куб.м/сут | — | V | 50 |
15. | Закрытого типа ОС поверхностного стока | — | V | 50 |
16. | Поля подземной фильтрации | V | 50 |
Порядок установления полосы отвода
Строительство и эксплуатация специальных путей для распространенного и популярного вида железнодорожного транспорта (даже при проектировании на карте) подразумевает соблюдение установленных правил для охранных мест.
Главное из них – определение специальных территорий в виде земельных участков. К ним относятся не только полосы, по которым проходят шпалы и рельсы, непосредственно предназначенные для прохождения поезда.
Согласно отдельному решению, принимаемому Правительством РФ, для утверждения необходимо согласование с действующим законодательством, СНиП, разработанным для обеспечения сохранности сооружений и жилья в городе или другом населенном пункте, ПБ движения, правил противопожарной безопасности и Земельным кодексом.
С недавнего времени такое решение принимается не только на основании проектно-сметной документации. Также учитывают и новые положения об установлении собственности на охранные участки, находящиеся в пользовании собственника – поставщика определенных услуг или ресурсов.
К железнодорожным полосам отвода относятся:
- охранные участки непосредственного дислоцирования железнодорожных путей и наделы, прилегающие к таким разветвленным или одиночным сетям;
- земельные наделы для станций, водоотвода, укрепления, энергоснабжения, а также объектов, необходимых для обеспечения отстоя, перемещения грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, складирования, предоставления услуг, предусмотренных функциями;
- сколько метров составляет полоса отвода железной дороги, может определять наличие защитных лесополос, укрепительных устройств, специальных сооружений для преодоления сложного рельефа;
- сокращение подобной полосы при наличии дополнительных мер безопасности допустимо при прохождении через ценные сельскохозяйственные охранные зоны или территории, имеющие важное культурно-историческое значение и охраняемые соответствующими законами.
Вниманию предприятий и организаций! Изменились требования к организации санитарно-защитных зон.
Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее – Управление) информирует, что Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2022 № 7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74» утверждена актуализированная санитарная классификация, приведенная в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Изменениями сокращен перечень объектов, для которых требуется разработка санитарно-защитных зон, изменен (снижен) класс опасности и соответствующие размеры ориентировочных санитарно-защитных зон почти для 40 видов объектов, а также уточнены наименования порядка 45 видов объектов.
Кроме того, в отношении объектов II – V класса опасности, установленных актуализированной классификацией санитарных правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с п. 4 Правил установления санитарно-защитной зоны и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее – Правила), формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2018 № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».
Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пп. 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
В соответствии с пп. 14, 15 Правил к заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
К заявлению также должны быть приложены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (в случаях, предусмотренных положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий II класса опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий II класса опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Таким образом, с целью установления санитарно-защитной зоны объектов железнодорожного транспорта и обеспечивающих деятельность железных дорог Российской Федерации II – V класса опасности, правообладателям необходимо обращаться по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 17.
По вопросу установления, изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны объекта I класса опасности, правообладателям необходимо обратиться с заявлением и пакетом документов в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адресу: г. Москва, Вадковский переулок, д. 18, стр. 5.
На каком расстоянии от линий электропередачи могут находиться жилые дома?
Еще во второй половине прошлого столетия ученые решили проверить, как влияют электромагнитные поля на людей, работающих вблизи линий электропередачи (ЛЭП). Результаты оказались нерадостными. У тех, кому приходилось долгое время находиться в электромагнитном поле, были выявлены нарушения сна, проблемы с памятью, общая слабость, повышенная раздражительность и усталость.
Как оказалось, от этого воздействия страдают иммунная, нервная, сердечно-сосудистая и мочеполовая системы. Причем негативное влияние электрического и магнитного полей распространяется не только на землю под ЛЭП, но и на близлежащую территорию. На каком же расстоянии воздействие воздушных линий электропередачи (ВЛ) не превышает допустимых 1 кВ/м? Это зависит от напряжения ВЛ: чем оно больше, тем на большем расстоянии от ЛЭП следует строить дом.
Например, если ВЛ имеют напряжение 1150 кВ, то безопасно себя можно чувствовать, только находясь в 50 м от объекта.
Напряжение воздушной линии электропередачи, кВ | Безопасное расстояние, м |
для ВЛ напряжением до 1 кВ | 2 |
для ВЛ 1-20 кВ | 10 |
для ВЛ 35 кВ | 15 |
для ВЛ напряжением 330 кВ | 20 |
для ВЛ напряжением 500 кВ | 30 |
для ВЛ напряжением 750 кВ | 40 |
для ВЛ напряжением 1150 кВ | 50 |
Интервал между всеми столбами должен быть одинаковым. Расстояние от электрического кабеля до земли в жилой местности – 7 м.
Размер санитарно-защитных зон до мусороперерабатывающих и иных объектов
К объектам, которые могут нанести вред человеку, относятся также мусороперерабатывающие предприятия и полигоны – сооружения, где размещаются промышленные и бытовые отходы. Рядом с ними также предусмотрены санитарно-защитные зоны.
Предприятия и сооружения | Площади земельных участков на 1000 т бытовых отходов, га |
Размеры санитарно- защитных зон, м |
Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные – до 100 – свыше 100 |
0,05 0,05 |
300 |
Склады компоста | 0,04 | 300 |
Полигоны | 0,02 | 500 |
Поля компостирования | 0,5-1,0 | 500 |
Мусороперегрузочные станции | 0,04 | 100 |
Сливные станции | 0,02 | 300 |
Поля складирования и захоронения обезвреженных осадков (по сухому веществу) | 0,3 | 1000 |
Статья 39. Санитарно-защитные зоны железных дорог
- Выявление источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, организация проведения натурных измерений, необходимых для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ и расчетов уровней шума;
- Получение необходимой справочной информации по фоновым загрязнениям территории, ситуационного плана расположения объекта, перспективе развития прилегающей территории; изучение тома ПДВ (при наличии);
- Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха с использованием программных расчетов;
- Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору акустического воздействия и другим видам неионизирующих излучений;
- Оформление графических материалов с нанесением интегральных границ СЗЗ по всем факторам неблагоприятного воздействия с учетом перспективного развития прилегающей территории;
- Разработка раздела «Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны»;
- Разработка необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий для достижения уровней химического, биологического физических воздействий до ПДК и ПДУ;
- Разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ и режиму ее использования.
Обращаем Ваше внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ (Раздел 4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.
- Консультации при проведении санитарно-технических мероприятий по снижению техногенного воздействия предприятия на среду обитания (оборудование газоочистных установок, шумозащитных экранов, реконструкция вентиляционных систем и т.д.), если необходимость таковых определена на 1-м этапе;
- Составление технического отчета по результатам проведенных исследований и санитарно-технических мероприятий;
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению границ СЗЗ в территориальном отделе Управления Роспотребназдора.
После утверждения расчетных границ СЗЗ проектные материалы представляются в муниципальные и территориальные управления архитектуры для утверждения границ санитарно-защитной зоны в качестве линий градостроительного регулирования (генплан, схемы районной планировки и др.).
Для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров СЗЗ осуществляется постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- Предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
- Оценки риска здоровью населения, проживающего в зоне влияния предприятия.
При выполнении проектов санитарно-защитных зон следует также руководствоваться следующими терминами и установленными требованиями разработки.
Производственная зона (промузел) – специально выделенная в градостроительной документации или исторически сложившаяся территория размещения промышленных предприятий и иных объектов.
Группа предприятий — несколько близко расположенных промышленных предприятий, не имеющих объектов общего пользования, ориентировочные санитарно-защитные зоны которых накладываются друг на друга.
Единая санитарно защитная зона — санитарно защитная зона производственной зоны или группы промышленных предприятий, обоснованная с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Оценка риска для здоровья – это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.
Санитарно защитная зона устанавливается для объектов, являющихся источниками физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания.
Санитарно защитная зона не разрабатывается для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) , для данных объектов устанавливаются санитарные разрывы.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, наземных гаражей-стоянок и паркингов закрытого типа санитарный разрыв устанавливается расчетным путем. Не требуется разработка проектов санитарно защитных зон для открытых автостоянок и паркингов, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ.
Проекты санитарно защитных зон разрабатываются для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию. Санитарно защитная зона устанавливается как для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении и закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию, так и для арендных предприятий, оформленных в соответствии с установленными требованиями.
Граница санитарного разрыва подтверждается данными натурных исследований и измерений в том случае, если размеры санитарных разрывов от объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, не включены в санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Новая редакция») и обосновываются расчетным путем.
Границы ориентировочных и расчетных санитарно защитных зон каждого объекта и единая граница санитарно защитных зон группы предприятий (единые санитарно защитные зоны), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).
В случае отсутствия применяемой технологии (производства) в действующей классификации, размер санитарно защитной зоны устанавливается на основе результатов сводного расчета прогнозируемого уровня загрязнения атмосферного воздуха, расчета уровней физических воздействий расчетов риска для здоровья населения (для объектов, для которых в ходе расчетов загрязнения атмосферного воздуха и расчета уровней физических воздействий обоснована возможность отнесения объекта к I-II классу и данных натурных наблюдений.
Проведение натурных исследований и измерений осуществляется в соответствии с планом-графиком, который подлежит согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе проекта обоснования СЗЗ. Измерения шума и атмосферного воздуха осуществляют организации , аккредитованные в системе Росаккредитации.
Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.
Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:
- на границе нормативной СЗЗ (для объектов, указанных в действующей классификации);
- на границах предлагаемой СЗЗ и за ее пределами — в зонах, максимально приближенных к местам проживания населения;
- для уточнения пространственного распространения загрязняющих веществ могут быть использованы результаты исследований снежного покрова.
Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.
Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:
- на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений и участках школ, территориях больниц и санаториев – не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхностей площадок;
- на территории, прилегающей непосредственно к жилым домам и зданиям больниц, санаториев, детских дошкольных учреждений и школ – не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхности территории и при, необходимости, на уровне середины окон. Окна зданий в этом случае должны быть закрыты.
Для высотных источников шума (ТЭЦ, РТС, КТС и др.) расчетные и натурные измерения уровней шума проводятся с учетом высоты жилых и общественных зданий на прилегающих к источнику шума территориях.
На жилой территории точки для проведения натурных измерений выбирают в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (нормируемые показатели).
Измерение шума на жилой территории не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты измерительного микрофона от ветра.Изменение относительной влажности воздуха в процессе измерений не должно изменяться более чем на 10%.
Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020
Вы находитесь на сайте компании «Геодезия и кадастр». С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.
- При расположении полотна на участках с развитием (в том числе возможным) осыпей, обвалов, лавин, карстовых полостей, селей, каменных россыпей, пучин, оврагов.
- При устройстве выемок в переувлажненном грунте и вскрывающих водоносный горизонт.
- При разработке выемки и возведении насыпи методом гидромеханизации.
- При устройстве полотна на вечной мерзлоте, в сейсмической местности, в районе, где распространены подвижные пески.
- При разработке выемки взрывами на выброс.
- При устройстве в массивах с пластами осадочных пород или отдельных слоев изверженных пород при уклоне в сторону пути более 1:3.
- Ширина полосы может определяться с использованием компьютерной программы, учитывающей конфигурацию полотна, особенности рельефа и природных условий, а также экономические факторы.
Санитарный разрыв от железной дороги
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №30 утверждены санитарные правила СП 2.2.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» (Постановление).
Планируется к покупке участок рядом с жд путями (расстояние метров 15). Рядом все участки застроены и люди в них живут.
Это называют » новая ветка». Газпром делает проект бесплатно в подарок. Главное при строительстве ближе к трубе пристроиться но опоры не задеть.
Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» содержит сведения о необходимых охранных зонах, их размерах.
Очевидно, что такие прецеденты будут регулярно рассматриваться в судебной практике, по крайней мере, до принятия «Положения о СЗЗ» и снятия всех противоречий по установленным, но формально – незаконным СЗЗ для транспортных объектов.
В уведомлении об отказе, как правило указывается, что в карте генерального плана и правил землепользования и застройки ( ПЗЗ) содержится такое ограничение.
В ГОРОДЕ ЦИМЛЯНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛ ПО ул Степной № 35 ОБХОД И ОСМОТР ГАЗОПРОВОДА НЕ ПРОИЗВОДИЛСЯ УЖЕ НОГО ЛЕТ ,СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ГРАЖДАНЕ КРАСЯТ КАЖДЫЙ ГОД ТРУБОПРОВОД ,А ВОТ ЕСТЬ ЛЮДИШКИ КОТОРЫЕ УСТРАИВАЮТ СВАЛКИ ПОЖАРООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ДРЕВЕСИНЫ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ ГАЗОПРОВОДА.
Однако по практике в ряде случаев отказ архитектуры в разрешении на строительство можно преодолеть. Путь придется проделать нелегкий, но мы Вам с уверенностью , основанной на собственном опыте, можем сказать, что он есть и по его окончанию можно получить желаемый результат.
Уважаемые! Ростовская обл г Батайск. У нас в регионе можно строится в охранных зонах газопроводо низкого давления. Схема простая: 1.
Предназначенные для этого изоляционные элементы скрепления должны обеспечивать электрическое сопротивление рельсовых цепей автоблокировки (рельсов от шпал) не менее 1 Ом на 1 км железнодорожного пути.
Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, пионерских лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха – не менее 300 м. (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
Остановки в пути: вынужденные и по желанию
Если в пути Вы серьезно заболели, так что пришлось сойти с поезда (п. б п. 70 Правил перевозок и пп. б п. 36 Правил оказания услуг), то в таком случае Вы вправе поставить отметку в кассе о продлении срока действия билета на время болезни (п. 72 Правил перевозок и пп. ж п. 13 Правил оказания услуг) или можете вернуть частично неиспользованный билет и получить стоимость билета за непроследованное расстояние (п. 89 Правил перевозок). Если же болезнь вовсе помешала сесть на свой поезд, то неиспользованный билет можно вернуть в течение пяти дней и получить назад почти полную его стоимость (абз. 5 п. 87 Правил перевозок), а можно возобновить билет – с небольшой доплатой (пп. м п. 13 Правил оказания услуг).
В пути можно сделать перерыв до 10 суток – просто по желанию сделать остановку с продлением срока действия билета на нужный срок (п. 64 Правил перевозок и пп. д п. 13 Правил оказания услуг). При возобновлении поездки необходимо будет доплатить небольшую сумму (п. 66 Правил перевозок). Чтобы оформить такую остановку, нужно в течение трех часов с момента прибытия поезда на станцию Вашей остановки предъявить свой билет в билетную кассу: на нем проставят отметку об остановке (п. 63 Правил перевозок).
Любопытный факт: железнодорожная платформа обязательно должна быть оборудована навесами или павильонами для защиты пассажиров и от дождя, и от солнца (абз. 3 ст. 80 УЖТ РФ, абз. 5 п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286). Причем необходимость возведения таких конструкций никак не связана ни с наличием или вместимостью вокзального помещения, ни с категорией остановочного пункта, ни с интенсивностью пассажиропотока (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 46-КГПР15-11).
Туалет в поезде — как он работает?
В поездах обычно можно встретить туалеты двух типов — обычные и биотуалеты.
Биотуалеты появились сравнительно недавно. Они устанавливаются в основном в новых фирменных поездах. Главное их преимущество, по сравнению с обычными, заключается в том, что они оснащены специальным контейнером для сбора нечистот и таким образом не вредят экологии — то есть экотуалеты не загрязняют окружающую среду. Но таких экологически чистых туалетов в поездах сейчас еще довольно мало. В основном, большая часть всех поездов оснащена обычными, которые используются уже не один десяток лет. Как же они работают?
Так как количество вагонов в железнодорожном составе достаточно большое и в каждом из них предусмотрено по две туалетные комнаты, страшно себе представить, какое огромного количество нечистот могло бы скопится, если бы они были открытыми все время и их не закрывали на время стоянки. В первую очередь скопившиеся нечистоты, которые располагались бы в населенном пункте, вредили бы здоровью местных жителей и загрязняли окружающую среду. Только представьте себе общий вид вокзала и состояние железнодорожного полотна, если бы туалеты на все время стоянки поезда были бы открытыми!
Строительство дома в санитарном разрыве ЖД (получен ГПЗУ)
В качестве них, например, выступают глинистые, выветривающиеся скальные, крупнообломочные с глинистыми добавками грунты, пылеватые, недренирующие, мелкие пески.
Фрадков Москва 12 октября 2006 г. N 611 Правительства РФ от 4 апреля 2011 г.
Если при сооружении насыпи используются дренирующие пески, слабовыветривающиеся и крупнообломочные грунты (с песчаным заполнителем), ширину участка можно уменьшить на 1 м.
Нюансы Как видно из фото железных дорог, ширина участка, по которому проходит полотно, различается.
Так, при размещении ж/д 1 и 2 кат. на несельскохозяйственных территориях либо на площадях, которые не пригодны для ведения с/х деятельности, допускается устанавливать ширину, большую стандартной на 4 м.
Это необходимо для устройства впоследствии дополнительного (второго) пути. При размещении ж/д 1 и 2 кат.
на территории сельхозназначения либо на площадях лесного фонда РФ дополнительная ширина участков выделяется в охранную зону.
При расположении полотна на участках с развитием (в том числе возможным) осыпей, обвалов, лавин, карстовых полостей, селей, каменных россыпей, пучин, оврагов.
В некоторых действующих документах можно встретить понятие санитарного разрыва. Что же это такое?
Стоит сказать, что это понятие довольно расплывчатое и устаревшее. Оно закреплено в действующей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74.
В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарный разрыв определен как расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Как сказано в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Основные напрашивающиеся вопросы: по отношению к каким объектам устанавливаются санитарные разрывы и чем санитарный разрыв отличается от санитарно-защитной зоны?
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 упоминает понятие санитарных разрывов для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также территорий вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов. При этом далее по тексту СанПиН санитарные разрывы устанавливаются и для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, и для компрессорных установок, и для сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, и для воздушных линий электропередачи. Список неопределенный и разбросанный.
На практике границы санитарного разрыва не устанавливаются, это условная минимальная безопасная граница от источника химического, биологического и/или физического воздействия. В отличие от санитарных разрывов, санитарно-защитная зона (СЗЗ) – более ёмкое понятие. В ее границах уже устанавливаются ограничения по размещению или использованию объектов недвижимости или по использованию земельных участков для осуществления определенных видов деятельности.
Санитарный разрыв линий железнодорожного транспорта
9.1 На вновь строящихся железнодорожных линиях число и размещения раздельных пунктов с путевым развитием устанавливаются по результатам технико-экономических расчетов на расчетные сроки с учетом экономии первоначальных затрат и обеспечения дальнейшего этапного развития железнодорожной линии по мере увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок (в том числе за счет вождения поездов повышенной массы, длинносоставных и соединенных) на основании взаимоувязанного выбора основных параметров проектируемой железнодорожной линии, а также с учетом пропускной способности и условий эксплуатации смежных участков.
При размещении раздельных пунктов на железнодорожных линиях всех категорий учитываются удобства эксплуатации железнодорожной линии, обслуживания прилегающих населенных пунктов, топографические, инженерно-геологические и другие местные условия.
9.2 На особогрузонапряженных, скоростных и двухпутных линиях I категории промежуточные станции и обгонные пункты следует размещать с учетом соотношения скоростей, размеров и характера грузового и пассажирского движения, величины межпоездного интервала, требуемого уровня надежности поездной работы, но не реже, чем через 35-40 км.
9.3 Раздельные пункты на железнодорожных линиях следует размещать исходя из идентичности перегонов по времени хода пары поездов между этими раздельными пунктами. При этом следует обеспечить пропускную способность по перегонам не менее установленного числа пар поездов расчетной массы при параллельном графике и скрещении поездов с остановкой на раздельных пунктах при типе локомотива, указанном в задании на проектирование. При перспективе реконструкции однопутных железнодорожных линий I и II категорий в ближайшие 15 лет в двухпутные, при размещении раздельных пунктов необходимо также учитывать требования 9.1-9.2.
9.4 Раздельные пункты на железнодорожных линиях III и IV категорий следует размещать исходя из условий обеспечения потребности грузовых и пассажирских перевозок десятого года эксплуатации.
11.1 В полосу отвода железнодорожной линии (далее — полоса отвода) входят земельные участки, занятые железнодорожными путями, и непосредственно примыкающими к ним зданиями, сооружениями и устройствами, обеспечивающими работу железнодорожной линии, а также сооружениями и устройствами, предназначенными для защиты объектов железнодорожного транспорта, жилой застройки населенных пунктов и охраны окружающей среды.
11.2 Ширина земельных участков полосы отвода определяется исходя из:
— конфигурации (поперечное сечение) земляного полотна;
— размеров искусственных сооружений;
— рельефа местности;
— природных условий (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.);
— необходимости создания защиты путей от снежных или песчаных заносов;
— залесенности местности;
— зоны риска (допустимые технологические зоны риска);
— требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости (угла зрения, при котором создаются условия оценки транспортной ситуации).
11.3 Защитные сооружения и устройства (снего- и пескозащиты, противообвальные, противоналедные, противолавинные, противоселевые средства, охранные лесополосы и др.) располагаются как в полосе отвода железнодорожной линии, так и за ее пределами, в специально выделенных охранных зонах.
11.4 Ширина земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна железнодорожных путей перегона, разъездов, обгонных пунктов, железнодорожных станций, искусственных сооружений, линий электропередачи и связи при проектировании определяется в соответствии с нормами [19] и ГОСТ 9238.
Расстояние от оси крайнего пути разъезда, обгонного пункта и железнодорожных станций до границы полосы отвода должно соответствовать требованиям [20, пункт 9].
Ширина полосы отвода в местах расположения искусственных сооружений устанавливается типовыми и индивидуальными проектами.
11.5 При проектировании полосы отвода под линии связи необходимо предусматривать:
а) расположение кабельных и воздушных линий связи на перегонах вдоль железнодорожного полотна в пределах полосы отвода;
б) для опор воздушных линий связи, расположенных у крайних путей на железнодорожных станциях и перегонах, расстояние не менее 3,10 м от оси пути в соответствии с требованиями ГОСТ 9238. Расстояние кабелей связи до оси крайнего пути должно быть не менее 3 м. От подошвы откоса насыпи железнодорожного пути кабели связи должны проходить на расстоянии не меньшем, чем глубина траншеи.
в) ширину просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях от крайних проводов до ветвей не менее:
1) 1,25 м в городах;
2) 2 м в пригородах и сельских населенных пунктах;
3) 3 м на остальной территории;
г) полосу траншеи кабеля плюс 2 метра по обе стороны над подземными кабельными линиями связи.
11.6 Ширина полосы отвода песчаных земель с каждой стороны пути под фитомелиоративные средства защиты проектируется:
— не менее 200 м в пустынных и полупустынных районах;
— не менее 100 м в остальных.
За зоной фитомелиоративных мероприятий предусматривается охранная зона шириной:
— не менее 500 м в пустынных и полупустынных районах;
— не менее 100 м в остальных районах.
Сооружения и устройства для защиты железнодорожного пути от снежных, песчаных и земляных заносов, вредного воздействия других неблагоприятных природных явлений проектируются в соответствии с требованиями [20].
11.7 При проектировании земляного полотна на территории, подверженной деформации почвогрунтов предусматриваются почвоукрепительные лесонасаждения для защиты пути и сооружений от воздействия развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей и водных потоков как на территории, подверженной деформации почвогрунтов, так и на потенциально опасных местах, которые могут впоследствии угрожать безопасности и бесперебойности движения поездов.
11.8 Расстояние от оси крайнего пути, расположенного на насыпи и нулевых местах, до лесонасаждений принимается:
— 30 м при перпендикулярных направлениях метелевых ветров;
— 20 м при косых направлениях.
При ограждении выемок лесонасаждения размещаются на расстоянии 15 и 20 м от бровки выемки соответственно при косых и перпендикулярных направлениях метелевых ветров от железнодорожного пути. На железнодорожных линиях I и II категорий лесонасаждения должны размещаться с учетом возможности строительства дополнительного главного пути.
Минимальное расстояние от железной дороги до жилого дома или здания – параметр, который определяется сразу несколькими нормативными документами, используемыми на уровне законодательных. Основными, требования которых подлежат непременному учету, являются СанПиН – санитарно-гигиенические нормы – и СНиП (СП). Строительные нормы и правила указывают на возможные вариации ответа на вопрос о том, на каком расстоянии от железной дороги можно строить дом.
Ответ на вопрос, сколько метров должно быть от полотна железной дороги до жилого дома или здания, официально звучит как 100 метров. Это санитарная зона жд, которая есть и у автомобильных дорог.
Минздрав определяет допустимое удаление в последнем случае по величине потока автомобилей, интенсивности их перемещения. При этом расчеты проводятся за предписанную единицу времени. Также учитывается соблюдение положенного расстояния от дома до забора.
Санитарная норма для жилого дома и железной дороги рассчитывается по сходному принципу, в соответствии со статьей СанПиН, которая требует учитывать не менее важные обстоятельства. А именно:
- количество проходящих железнодорожных путей и интенсивность осуществляемого грузооборота;
- уровень шума и степень вибрации, непосредственно связанных с предыдущими обстоятельствами, причем уровень опасных воздействий, которые могут слышать жильцы домов или подвергаться строения, определяются по периодам интенсивного движения;
- на дистанцию может влиять характер перманентно перевозимых грузов, взрыво- или пожароопасных;
- для сортировочных станций есть отдельные требования.
Понятие «санитарный разрыв» и «СЗЗ»
Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.
1. Производства клееварочные, по изготовлению клея из остатков кожи, полевой и свалочной кости и других животных отходов.
2. Производство технического желатина из полевой загнившей кости, мездры, остатков кожи и других животных отходов и отбросов с хранением их на складе.
3. Промышленные объекты по переработке павших животных, рыбы, их частей и других животных отходов и отбросов (превращение в жиры, корм для животных, удобрения и т.д.).
4. Производства костеобжигательные и костемольные.
Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.
1. Производства салотопенные (производство технического сала).
Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.
1. Центральные склады по сбору утильсырья.
2. Производства по обработке сырых меховых шкур животных и крашению (овчинно-шубные, овчинно-дубильные, меховые), производство замши, сафьяна.
3. Производства по обработке сырых кож животных: кожевенно-сыромятные, кожевенно-дубильные (производство подошвенного материала, полувала, выростки, опойки) с переработкой отходов.
4. Производство скелетов и наглядных пособий из трупов животных.
5. Комбикормовые заводы (производство кормов для животных из пищевых отходов).
Класс IV — санитарно-защитная зона размером 100 м.
1. Объекты по мойке шерсти.
2. Склады временного хранения мокросоленых и необработанных кож.
3. Производства по обработке волоса, щетины, пуха, пера, рогов и копыт.
4. Производство валяльное и кошмо-войлочное.
5. Производство лакированных кож.
6. Производства кишечно-струнные и кетгутовые.
Класс V — санитарно-защитная зона размером 50 м.
1. Производство изделий из выделанной кожи.
2. Производство щеток из щетины и волоса.
3. Валяльные мастерские.
Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.
1. Производство белково-витаминных концентратов из углеводородов (парафинов нефти, этанола, метанола, природного газа).
2. Производства, использующие в технологии микроорганизмы 1-2 группы патогенности.
Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.
1. Производство кормового бацитрацина.
2. Производство кормовых аминокислот методом микробиологического синтеза.
3. Производство антибиотиков.
4. Производство кормовых дрожжей, фурфурола и спирта из древесины и сельскохозяйственных отходов методом гидролиза.
5. Производство ферментов различного назначения с поверхностным способом культивирования.
6. Производство пектинов из растительного сырья
Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.
1. Производство пищевых дрожжей.
2. Производство биопрепаратов (трихограмм и др.) для защиты сельскохозяйственных растений.
3. Производство средств защиты растений методом микробиологического синтеза.
4. НИИ, объекты микробиологического профиля.
5. Производство вакцин и сывороток.
Класс IV — санитарно-защитная зона 100 м.
1. Производство ферментов различного назначения с глубинным способом культивирования.
Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2.
Таблица 7.1.2.