Нужны ли права на электросамокат, электровелосипед, скутер в России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на электросамокат, электровелосипед, скутер в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Электровелосипед можно определить как нечто промежуточное между мопедом и обычным велосипедом. Из-легкой конструкции он может развивать приличную скорость, с мотором мощностью менее 250 Ватт. Последнее обстоятельство играет определяющую роль при решении вопроса о правах.

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Требования законодательства

Перед покупкой оборудования, скорость движения которого превышает 30 км/ч, рекомендуется оценить положения разных нормативных актов, имеющих отношение к этому устройству. Поэтому рекомендуется изучить все пункты Постановления Совета Министров – Правительства РФ №1090, в которое регулярно вносятся поправки. Последние корректировки были приняты в 2020 году. Для ответа на вопрос о том, можно ездить на электровелосипеде без прав или нет, учитываются следующие нюансы:

  • к велосипедам причисляются транспортные средства с двумя или большим количеством колес, которые ездят благодаря приложению мускульной энергии, передающейся на педали или рукоятку, причем допускается их оснащение электродвигателем, но его мощность не должна быть больше 250 Вт;
  • мопеды – это механические средства передвижения с 2 или 3 колесами, максимальная скорость движения которых не превышает 50 км/ч, причем они оснащаются двигателем внутреннего сгорания, мощность которого варьируется от 0,25 до 4 кВт;
  • с 2013 года была введена новая дополнительная категория «М», которая распространяется на мопеды, скутеры и иные аналогичные средства передвижения.

На рынке представлено множество моделей электровелосипедов, которые отличаются не только дизайном или стоимостью, но и мощностью, а также другими важными техническими параметрами. Некоторые изделия приравниваются к обычным велосипедам, поэтому не требуются права на электровелосипед. Но если производителем или непосредственным велосипедистом устанавливается мотор, мощность которого превышает 250 Вт, то такое средство передвижение обладает теми же характеристиками, что и мопед, поэтому для его эксплуатации требуется наличие водительского удостоверения.

Как и где использовать электровелосипед

Езда на электровелосипеде имеет массу преимуществ, главное из которых – возможность ездить больше и быстрее, чем на обычном велосипеде, и при этом прикладывать минимум усилий. Наличие электротяги не привлекает только спортсменов, которые предпочитают по максимуму нагружать мышцы и рассчитывать в дороге исключительно на свои силы.

Остальными велосипедистами наличие электромотора на байке приветствуется, поскольку:

В зависимости от того, где и как планируется ездить на электровелосипеде, его конструкция может быть разной. Поэтому перед покупкой подходящей модели или установкой мотора на имеющийся велосипед нужно решить, какие характеристики нужны для его комфортной эксплуатации. В целом же электровелосипеды подходят для широкого круга велосипедистов с разным уровнем физической подготовки.

Следует уточнить, что в Правилах дорожного движение ничего не сказано о людях, которые ездят на электровелосипедах. Чтобы понять, можно ли ездить без прав на электрическом байке и нужны ли они вообще, необходимо изучить существующие категории водительских прав.

В 2013 году была введена категория «М». Распространяется она на мопеды, скутеры и другие подобные средства. Необходимость получения прав определяется техническими характеристиками устройствами.

Права нужны в том случае, если транспортное средство оснащено мотором свыше 50 кубиков или электромотором от 250 до 4000 W. Если мощность двигателя не превышает 250 W, ездить на нем можно без прав.

Становится понятно, что права на электровелосипед в России не нужны, если его мощность не превышает 250 W. Но как быть в случае, если вы владеет более мощным байком? На рынке немало моделей электровелосипедов с мотором 500, 750 и 1000 W.

ПДД не включает специальных пунктов, предназначенных для пользователей электровелосипедов. Но все равно велосипедисты должны придерживаться определенных стандартных правил, обеспечивающих безопасность поездки. К ним относится:

  • перед любой поездкой необходимо убедиться в исправности электровелосипеда, для чего проверяется уровень заряда аккумулятора, работоспособность тормозной системы, а также осматриваются все другие части, что позволяет увидеть даже мелкие проблемы;
  • запрещено пользоваться электровелосипедом в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, поскольку человек не может адекватно оценивать обстановку, принимать верные и быстрые решения, а также совершать сложные маневры;
  • при езде в темное время суток обязательно включаются осветительные приборы, которые необходимы не только для освещения дороги, но и для обозначения велосипедиста, поэтому он будет хорошо виден остальным участникам движения;
  • если на электровелосипеде отсутствуют задние габаритные огни или поворотники, то основные маневры на дороге необходимо обозначать с помощью руки;
  • нельзя пересекать дорогу по пешеходному переходу на высокой скорости;
  • запрещено создавать помехи для автовладельцев и других участников движения;
  • на пешеходных переходах велосипедист должен пропускать пешеходов.

Можно ли ездить на электровелосипеде без прав категории М

Если мощность электромотора вашего транспортного средства попадает в промежуток, оговоренный в законодательстве как требующий наличие у водителя прав категории М (мощность от 250 до 4 000 Ватт), вам не придется специально, отдельно получать эти права при одном условии. Это условие — наличие водительских прав более высокой категории. Имея водительские права и зная правила дорожного движения, вы обладаете всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы управлять электромопедом или велосипедом с мотором без опасности для вас и других участников движения.

Наказанием за вождение электрического велосипеда от 250 Ватт без прав является административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей с буксировкой транспортного средства на штраф-стоянку. Забрать электробайк сможет только гражданин с правами. Обещание унести байк, а не уехать на нём, не сработает.

Если у вас есть права на вождение, не оставляйте их дома в поездках на электровелосипеде более 250Вт. Если прав у вас нет, но и электробайк имеет низкую мощность и не дотягивает до категории мопедов, то надо придерживаться правил дорожного движения для велосипедов. Надеюсь наша статья помогла вам ответить на вопрос « Нужна ли категория на электромопед?».

Если у вас нет прав на управление мотоциклом или мотоциклистом и вы управляете транспортным средством с двигателем, отвечающим требованиям одного из этих условий, то действующий закон от 2023 года предусматривает штраф от 5 до 15 000 рублей в соответствии со статьей 12.7.1. Кодекса об административных правонарушениях.

Читайте также:  Впд жене военнослужащего в 2023 году

Кроме того, если транспортное средство не принадлежит вам, владелец мотоцикла наказывается штрафом в размере 30 000 рублей по части 2 той же статьи.

Однако если вы управляете мотоциклом, параметры которого соответствуют мопеду, и имеете действующее водительское удостоверение, но забыли права дома, то такое нарушение уже должно квалифицироваться законом в соответствии с частью 2 статьи 12.3. Кодекса о контроле, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.

Давайте четко определимся, что правила дорожного движения ничего не говорят о людях, передвигающихся на электронных велосипедах. Выясните, можете ли вы управлять электровелосипедом без разрешения, а если разрешение необходимо, изучите имеющееся у вас водительское удостоверение.

Категория «М» была введена в 2013 году. Она относится к мопедам, скутерам и аналогичным транспортным средствам. Необходимость получения водительского удостоверения определяется техническими характеристиками устройства.

Лицензия требуется, если транспортное средство оснащено двигателем объемом более 50 кубических сантиметров или мощностью от 250 Вт до 4000 Вт. Если мощность двигателя не превышает 250 Вт, транспортным средством можно управлять без лицензии.

Если мощность не превышает 250 Вт, то понятно, что российская лицензия на электровелосипед не требуется. Но что делать, если у вас более мощный велосипед? На рынке представлено множество моделей электронных велосипедов мощностью 500, 750 и 1000 Вт.

Отдельного внимания заслуживают нестандартные виды транспорта. К ним отношение более строгое. Интересная ситуация складывается с однородными мотоблоками. Если механизм используется без прицепа, он не считается транспортом, и удостоверение не требуется. Когда прицеп используется, устройство причисляют к самоходным механизмам. В результате в 2022 году потребуются права тракториста-машиниста для передвижения по дорогам общего пользования. Дополнительно транспортное средство должно быть оснащено светоотражающей или светосигнальной техникой.

Иногда на дорогах можно встретить Багги. Это компактный автомобиль, который предназначен для передвижения по умеренному бездорожью. В зависимости от цели использования транспортного средства может возникнуть потребность в правах на него. Когда Багги применяются только в спортивных соревнованиях, машины считаются спортинвентарем. Водительское удостоверение на транспорт не требуется. Ездить по дорогам общего пользования на них нельзя.

Карты – небольшие автомобили без кузова с открытыми колесами. Они используются для гоночных соревнований. Мероприятия проводятся на специальных площадках или трассах. Карт может развивать скорость до 260 км\ч. Транспортное средство не предназначено для передвижения по дорогам общего пользования. Потребность в получении прав на транспорт отсутствует. Иногда в гонках участвуют даже восьмилетние дети.

Иногда транспортное средство собирают в кустарных условиях из запчастей или специальных конструкций-наборов. Собранные машины могут использоваться в качестве спортинвентаря. В этом случае движение по дорогам общего пользования запрещено. Чтобы в 2022 году было предоставлено разрешение на выполнение действия, потребуется осуществить сертификацию и регистрацию.

Какая ответственность ждет нарушителей?

Собственников индивидуального электротранспорта с двигателями, чья мощность превышает 250 ватт, ждет наказание в ситуации, если они перемещаются на своем велосипеде по автотрассам, не имея соответствующих прав. Теоретически любой представитель ГИБДД имеет право остановить велосипедиста и проверить параметры мотора, используемого на его электробайке. Если им будет зафиксировано нарушение, то собственнику транспорта грозит штраф в размере от 5 000 российских рублей (минимум) до 15 000 рублей (максимум).

Самое же неприятное, что кроме необходимости уплаты штрафа, хозяин велосипеда должен будет распрощаться со своим средством передвижения до момента получения прав. По закону, представители правоохранительных органов обязаны отправить технику на штрафстоянку, чтобы исключить вероятность ее последующей эксплуатации гражданином, не имеющим на то соответствующего основания.

Читайте также:  Регистрация онлайн кассы в ФНС — пошаговая инструкция

Какая ответственность ждет нарушителей?

Собственников индивидуального электротранспорта с двигателями, чья мощность превышает 250 ватт, ждет наказание в ситуации, если они перемещаются на своем велосипеде по автотрассам, не имея соответствующих прав. Теоретически любой представитель ГИБДД имеет право остановить велосипедиста и проверить параметры мотора, используемого на его электробайке. Если им будет зафиксировано нарушение, то собственнику транспорта грозит штраф в размере от 5 000 российских рублей (минимум) до 15 000 рублей (максимум).

Самое же неприятное, что кроме необходимости уплаты штрафа, хозяин велосипеда должен будет распрощаться со своим средством передвижения до момента получения прав. По закону, представители правоохранительных органов обязаны отправить технику на штрафстоянку, чтобы исключить вероятность ее последующей эксплуатации гражданином, не имеющим на то соответствующего основания.

Нюансы измерения мощности двигателя

Пороговые значения мощности двигателя для мопедов и мотоциклов – свыше 250 Вт и 4 кВт соответственно – устанавливаются как максимальная длительная нагрузка. При этом в документации на двигатель указываются всего два параметра – номинальная мощность и максимальная мощность.

Номинальная мощность, указанная в документации, соответствует мощности в режиме длительной нагрузки — параметру двигателя, при котором он может работать неограниченное время без сбоев. Например, с велосипедным двигателем мощностью 225 Вт водительские права не требуются.

Проблема заключается в том, что инспекторы ГИБДД, а зачастую и судьи, не различают два упомянутых параметра. Если в документах указана только максимальная мощность, на которую требуется водительское удостоверение, без указания мощности марки, владельца байка, скорее всего, оштрафуют. Вы можете жаловаться на это, но для этого потребуется техническое расследование. С другой стороны, инспектор не имеет права требовать водительские права у велосипедиста.

Что о самокатах говорит судебная практика

Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.

Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.

Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.

Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *