Получение статуса беженца в Евросоюзе: вопросы и ответы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение статуса беженца в Евросоюзе: вопросы и ответы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во многих странах сохраняется напряженная ситуация между людьми разной веры. Каждая из религиозных организаций проповедует свои догмы, вовлекает новых верующих, проводит мероприятия. Происходит столкновение сфер влияния, которое порождает конфликты на почве религии. Так, во времена Советского Союза людям навязывали атеизм. Церкви, монастыри, мечети были закрыты и переоборудованы под склады и архивы. Религиозные деятели подвергались арестам, ссылкам и гонениям.
Религиозное убежище в США: кто имеет право?
В 1990 году к Закону о беженцах была выпущена поправка Лаутенберга. США расширили список лиц, которые могут рассчитывать на получение статуса беженца. Это касается людей, у которых уже есть близкие родственники, проживающие в Америке. Воспользоваться поправкой могут представители еврейской национальности, приверженцы евангелизма, украинской католической и православной церкви. Главное условие, чтобы они проживали на территории бывших стран СССР. Многие претенденты на убежище забывают об этой поправке. Каждый год ее продлевают.
Кейс, при защите которого можно сослаться на поправку Лаутенберга, имеет хорошие шансы на одобрение. Все, что нужно собрать, это доказательства притеснений и гонений, подтверждение того, что вы относитесь к одному из религиозных течений.
Как получить статус беженца
Неоспоримой причиной для получения статуса беженца являются боевые действия в стране проживания заявителя. Рассматриваются также другие основания, вызывающие преследования, угрожающие жизни, безопасности и здоровью:
- наличие гражданства определенной страны;
- политическая деятельность и политические взгляды;
- убеждения, связанные с религиозным мировоззрением;
- расизм;
- пребывание в определенной соцгруппе.
Перечисленные преследования должны совершаться организованными группами лиц или же государством. Если таковые действия есть, они угрожают жизни и безопасности мигранта и его семье, тогда он имеет право подать на статус беженца в любой стране мира. Для этого нужно лишь предоставить доказательства, подтверждающие случаи его гонения. Для рассмотрения прошения также понадобятся:
- документы, подтверждающие наличие родственных связей с теми, кто подает прошение вместе с заявителем;
- паспорт (внутренний или загранпаспорт) или водительские права;
- цветные фотографии паспортного размера;
- заявление;
- анкета.
Актуальная ситуация с прошением политического убежища в Израиле
Одной из причин, по которой можно просить убежища в Израиле, могут быть преследования по политическим мотивам. Под этим подразумеваются не только политические убеждения мигранта, но и его общественная деятельность, религиозные взгляды, расовая либо национальная принадлежность.
Потоки мигрантов за получением политического убежища в Израиле значительно возросли после Цветной революции 2003 года в Грузии и Майдана в Украине в 2013 году.
Причем беженцы приспособились получать разрешение на работу и неплохо зарабатывать в то время, пока рассматривалось их ходатайство о предоставлении убежища. Срок рассмотрения мог занимать год и более.
В связи с такой ситуацией израильское Министерство приняло директиву об ускоренном рассмотрении заявлений украинцев и грузин. Причем чаще всего заявители слышат отказ.
Если ранее просить политическое убежище в Израиле для россиян было не характерно (за 2009–2012 годы от граждан РФ не поступило ни одной заявки), то в 2017 году количество прошений составило 635 шт., в 2019 – до 1344 шт., и в 2022 можно ожидать еще более высоких цифр.
Поскольку директив в отношении граждан РФ в Израиле пока нет, то даже в случае получения отказа у прибывших обычно бывает достаточно времени, чтобы заработать денег до возвращения на родину. Попытаться получить убежище в Израиле для русских помогают специальные агентства, естественно, не бесплатно: услуга обходится в 2–3 тысячи долларов.
Что делать если нет визы?
Если у преследуемого нет визы в желаемую страну, ему следует отправиться в государство, с которым у России безвизовый режим. Оттуда вы можете попытаться получить визу для стран ЕС.
Если у гражданина нет паспорта, ему следует обратиться в местное российское консульство, оформить документ, дождаться его выдачи, а затем оформить визу.
Если ситуация критическая, преследуемый может купить билет на самолет, в который входит пересадка в стране Шенгенского соглашения. Во время пересадки он может попросить у этой страны политического убежища прямо из аэропорта.
Миграционное агентство Швеции начнет рассматривать дело в ускоренном порядке, но высок риск отказа – это нужно делать только в том случае, если преследуемое лицо имеет веские основания для предоставления убежища.
Какие преимущества даёт статус беженца в Европе
Иммиграция по международной программе защиты беженцев даёт следующие привилегии и выгоды:
- упрощается процедура получения статуса ВНЖ и ПМЖ в европейской стране: нет необходимости в наборе необходимых баллов по другим программам иммиграции, знание языка не требуется, а всё общение с иммиграционными властями будет проходить с помощью переводчика;
- статус беженца можно попросить уже при пересечении границы европейской страны или на её территории. Рассмотрение прошения длительное, за это время можно освоиться в данном государстве и находиться в нём на вполне законных основаниях;
- принявшее государство обеспечивает социальную поддержку. Беженец вправе рассчитывать на жильё и получение соцвыплат;
- запрос статуса беженца в европейской стране происходит строго конфиденциально. Поэтому нет никакой утечки информации;
- убежище может быть предоставлено одновременно всей семье. При использовании многих других способов иммиграции это невозможно;
- статус беженца значительно ускоряет получение постоянного места жительства в Европе.
Могут ли отказать или лишить статуса?
Как получить статус беженца понятно, но после подачи документов всегда существует вероятность получить отказ. «Неправильных» беженцев миграционные службы отсеивают, не предоставляя им никакого статуса. Ниже представлены наиболее распространенные причины, по которым можно получить отказ в признании беженцем:
- Если в документах указывается, что преследование велось не конкретно заявителя, а группы людей, к которой он принадлежал. Нужны существенные доказательства преследований или угрозы жизни.
- Существуют небольшой временное ограничение между преследованиями на родине и побегом за границу (то есть, если грозили год назад, а приехал только сейчас — не считается).
- Опасность человеку должна грозить на всей территории его страны.
- Если будет понятно, что после возвращения на родину человека продолжат преследовать, то ему не откажут.
- Проведение военных действий на территории страны не является причиной для предоставления статуса беженца. Действия должны вестись против человека конкретно.
- К веским причинам не относятся голод, эпидемии, нищета и прочее. Но если есть вероятность смертельного исхода по возвращению на родину, то отъезд могут отложить на время.
- Если заявитель был ранее судим с присуждением срока от 3-х лет, то получит отказ.
В каких случаях могут отказать в рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца
Если имеет место один из перечисленных ниже моментов, в рассмотрении ходатайства по существу о присвоении статуса беженца будет отказано:
- У иностранца оформлено РВП в России.
- Иностранный гражданин состоит в браке с россиянином/россиянкой и имеет право на РВП.
- Заявитель по какой-то причине отказывается предоставить запрошенную информацию о себе.
- Граница РФ была пересечена нелегальным способом.
- Не имеется оснований для признания человека беженцем.
- Заявитель приехал в Россию из другой страны (не страны своего постоянного пребывания), где мог оформить статус беженца.
- У гражданина имеется второе гражданство, и он может поехать в другую страну.
- Заявитель уже получил отказ в присвоении статуса беженца в других странах (из ООН), законодательство которых не противоречит российским законам.
- Ранее иностранцу было отказано в присвоении статуса беженца за недостатком оснований (если обстоятельства не изменились).
- Заявитель совершил преступление на территории РФ, и было возбуждено уголовное дело.
Как получить статус беженца в России — куда обращаться
Непосредственно принятием решения о признании иностранца беженцем или об отказе в присвоения статуса беженца принимает только миграционная служба — ГУВМ МВД. Но иностранный гражданин может подать ходатайство не только в отделение ГУВМ МВД, также приемом заявлений занимается:
- Органы миграционного контроля и пограничная служба, если:
- иностранец пересек границу России нелегально (ходатайство подается в течение первых суток пребывания в стране);
- иностранец в настоящий момент находится за пределами России.
- Консульство РФ (если заявитель пребывает за пределами России или страны своего постоянного проживания).
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».
Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
Виза R-1 выдается сроком на пять лет и дает право неоднократно въезжать в страну и выезжать из нее, однако первое посещение США по этой визе не должно превышать 30 месяцев. Впоследствии длительность пребывания может быть увеличена еще на 30 месяцев.
После двух лет действия религиозной визы можно подать документы на получение Green Card. В этом случае соискателю нужно доказать, что в течение двух лет он работал в религиозной организации на полной ставке наемным сотрудником или волонтером и планирует продолжать свою деятельность в дальнейшем на территории США.
На религиозную визу можно подавать прошение и второй раз при условии, что после окончания действия первой соискатель прожил за пределами Соединенных Штатов не менее года.
Поскольку виза R-1 относится к рабочим визам, у нее есть много общего с визой H-1B. Она дает право работать в не менее 20-ти часов в неделю и возможность сменить работодателя. Правда, новый наниматель все равно должен быть религиозной организацией.
В этом случае новый работодатель должен отправить петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США (USCIS) для получения разрешения на работу, а предыдущий работодатель — известить USCIS о прекращении сотрудничества с сотрудником-иностранцем. Работать за пределами религиозной организации-работодателя или ее филиалов по визе R-1 нельзя.
Что касается образования, то оно само по себе не может быть основанием запрашивать религиозную визу. Но её обладатели, уже находясь в США, могут начать или продолжать обучение. Но только религиозное и только параллельно с работой.
Членам семьи держателя основной религиозной визы выдаются визы категории R-2. По ней они могут находиться в США без права на трудовую деятельность у них нет. Но у детей есть неоспоримое преимущество: они могут посещать любые учебные заведения США — школы и колледжи — без получения дополнительной студенческой визы F-1.
R-2 – это дополнительная виза, поэтому период нахождения ее держателей в Соединенных Штатах не может превышать периода нахождения в ней владельца основного документа.
Упрощенная процедура для украинцев
Те, кто интересуются, как получить статус беженца в России гражданину Украины, рассчитывают на некий упрощенный порядок оформления, но это ошибочно. На самом деле оформление украинцами указанного статуса совершенно ничем не отличается от оформления его гражданами других стран.
В 2014 году Госдума РФ рассматривала законопроект, которым гражданам Украины предлагалось давать статус беженцев в ускоренном специальном порядке, однако данный документ был отклонен. Поэтому украинцы оформляют статус беженцев в общем порядке. Упрощенный порядок предусмотрен лишь для предоставления временного убежища.
То, что дает статус беженца в России для украинцев с юго-востока – разрешение на пребывание в РФ и размещение в центре временного пребывания. Правовой статус граждан Украины на территории РФ имеет некоторые преференции для них и без получения статуса беженцев. В частности, украинцы имеют право находиться на территории РФ в течение 90 дней без дополнительного разрешения, на них распространяются особые условия получения разрешения на временное проживание и вид на жительство, право работать на основании патента, а также упрощенный порядок получения гражданства, в том числе по государственной программе содействия переселению соотечественников.
Причины для отказа в статусе
Главной причиной для отказа в предоставлении статуса беженца является отсутствие оснований для его получения, то есть необоснованность опасений стать жертвой преследований и несоответствие другим критериям, которые указаны в пп. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». Кроме того, отказ в предоставлении статуса, согласно ст. 2 ФЗ «О беженцах», может быть вынесен лицам:
- в отношении которых есть подозрения, связанные с совершением преступлений против мира, человечества и военных преступлений;
- совершившим тяжкие преступления до прибытия в РФ;
- не лишенным защиты со стороны властей своей страны;
- которые уже находятся под защитой ООН;
- которые покинули страну по экономическим причинам, вследствие голода, техногенного происшествия.
Международная организация по делам беженцев (МОБ)
К концу 1946 г. США, которые предоставляли 70 % средств в фонды ЮНРРА, отказались оказывать ей дальнейшую помощь и продлить ее мандат после 1947 г. Со своей стороны, несмотря на оппозицию Восточного блока, США работали над созданием новой международной организации по делам беженцев, задача которой заключалась бы не в репатриации, а в переселении беженцев и перемещенных лиц, изгнанных в результате Второй мировой войны и ее последствий.
Кроме того, раскол между Востоком и Западом возник в связи с вопросом о том, какие лица должны подпадать под мандат МОБ. Велись споры о допустимости использования практики переселения вместо репатриации. Западный блок считал, что МОБ должна предоставлять защиту лицам, имеющим «веские возражения» против репатриации, включая возражения, основанные на «преследовании или разумных опасениях такого преследования, основанного на расовой, религиозной, национальной принадлежности или политических убеждениях», и возражения «политического характера, которые организация найдет вескими». Ранее международные организации занимались делами отдельных групп беженцев, таких, как русские и немецкие, и правительства никогда не пытались сформулировать универсальное определение понятия «беженец». Таким образом, впервые в истории статус беженца рассматривался в отношении отдельных лиц, а не группы лиц, что подтвердило право отдельной личности бежать от политического преследования и выбирать место жительства.
Имплементация Конвенции
Безусловно, основные универсальные соглашения, регулирующие положение беженцев, «получили широкое, если не всеобщее признание, хотя на практике они распространяются не на все категории беженцев, и во многих случаях дают лишь самые основные гарантии».
К маю 2001 г. Конвенцию ратифицировали 135 государств. Следовательно, большинство членов Организации Объединенных Наций гарантируют определенный режим обращения лицам, которые признаны соответствующими критериям предоставления статуса беженца. В конечном итоге «Конвенция и Протокол служат отправной точкой при установлении стандарта надлежащего обращения с беженцами».
Ратификация Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. непосредственно влияет на национальное право. Некоторыми странами применяется практика рецепции, т. е. они воспринимают вышеназванные международные акты без изменения путем принятия закона о введении этих актов. Например, парламент Бельгии 26 июня 1953 г. принял закон об одобрении Конвенции. Те же процедуры были произведены в ФРГ (Федеральный закон от 1 сентября 1953 г.), Австрии, Франции, Швейцарии. Но чаще страны используют способ трансформации, т. е. они издают специальный закон, который регулирует статус беженца. В Австрии, ФРГ, Франции, в скором времени после ратификации Конвенции, были приняты специальные законы, в которых были закреплены все практические аспекты определения правомочности лиц на получение статуса беженца. Кроме того, страны могут вводить соответствующие административные процедуры, какие, например, были в Великобритании до введения в 1993 г. специального закона о беженцах.
«При ратификации, присоединении к Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г. ряд государств сделали оговорки. Так, многие государства подчеркнули, что упоминание о режиме наибольшего благоприятствования нельзя трактовать как предоставление беженцам преимуществ, предусмотренных особыми или региональными обычаями, экономическими или политическими соглашениями. Другие государства прямо отвергли норму о режиме наибольшего благоприятствования, обязавшись обеспечить лишь стандарт, применимый к иностранцам вообще, а третьи видят в статье 17 просто рекомендацию или соглашаются применять ее в той мере, в какой это допускает закон». Ряд государств совершили оговорки о неприменении национального режима к беженцам по самому широкому спектру вопросов: исповедание религии и религиозное образование, авторские права и права промышленной собственности, право на обращение в суд, бесплатную юридическую помощь и освобождение от обеспечения уплаты судебных расходов (залога), пользование системой льгот и др.
И наконец, некоторые государства сделали оговорки, обоснованность которых «сомнительна».
Страны СНГ восприняли практику либо параллельного принятия Конвенции и закона, либо принятия национального закона с последующей ратификацией Конвенции 1951 г.
Однако, независимо от способа реализации Конвенции 1951 г. в национальном праве, государства, ратифицировав ее, взяли на себя особо важные обязательства, касающиеся:
- правового определения термина «беженец»;
- применения Конвенции к беженцам без дискриминации;
- выдачи беженцам проездных документов;
- высылки беженцев;
- соблюдения принципа non-refoulement в отношении беженцев.
Все эти вопросы в странах Западной Европы и Америки регулируются в основном иммиграционным правом или законами об иностранцах. Страны Восточной Европы регулируют вышеуказанные вопросы специальными законами о беженцах.
Лагерь временного проживания беженцев
То есть — вам заранее нужно продумать, как вы туда попадёте (и в случае необходимости оформить визу, хотя бы туристическую). Также разумно будет ехать туда, где лояльно относятся не только к иммигрантам, но и конкретно к гражданам вашей родины.
Когда ID-карту нужно продлить, ходатайствующий заявляет об этом в приемном пункте, где он зарегистрирован, за месяц до истечения срока действия карты. Если карта потеряна или украдена, об этом незамедлительно нужно сообщить в полицию. При получении новой карты взимается оплата. При утере карты штраф — 500 крон. Если ходатайствующий получил вид на жительство, он должен отдать назад ID-карту.
Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.
Они расположены в Стокгольме, Гётеборге и Мальмё. Кроме того, множество небольших центров (функционирующих так же как первичные) расположены в других шведских городах, от юга до севера. Попасть можно в любой из них, где будет в это время место. Потом можно переехать куда хочешь, главное получить ПМЖ. На Севере условия лучше, чем в южных регионах.
Россия зарекомендовала себя как довольно гомофобная страна. Запад помнит запреты на проведение гей-парадов в Москве, задержание в Мурманске голландцев, работавших над документальным фильмом о сексуальных меньшинствах, и прочие громкие случаи преследования людей с нетрадиционной ориентацией.