Новые штрафы за перегруз грузовых и легковых авто в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы за перегруз грузовых и легковых авто в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Масса и грузоподъемность грузовых автомобилей
Полная масса транспортного средства – это максимально допустимый вес снаряженного автомобиля вместе с грузом. Исходя из этого, весь автотранспорт можно условно разделить на три категории:
Категория | Вес, т | Грузоподъемность, т |
Малотоннажный | менее 3.5 | от 0.5 до 2.5 |
Среднетоннажный | от 3.5 до 12 | от 1.5 до 8 |
Тяжелый (крупнотоннажный) | свыше 12 | свыше 8 |
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2022 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
Штрафы за превышение массы или размеров на 20-50 см/%
3. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
С 14 апреля 2023 года исключаются штрафы за превышение габаритов на 20-50 сантиметров и за превышение допустимой массы на 20-50 процентов:
- для водителя — 5 000 — 10 000 рублей или лишение прав на срок от 2-х до 4-х месяцев;
- для должностных лиц — 35 000 — 40 000 рублей;
- для юридических лиц — 350 000 — 400 000 рублей.
Штрафы за превышение массы или размеров на 20-50 см/% от указанных в разрешении
5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
С 14 апреля 2023 года исключаются штрафы за превышение габаритов на 20-50 сантиметров и за превышение допустимой массы на 20-50 процентов от величины, указанной в разрешении:
- для водителя — 4 000 — 5 000 рублей или лишение прав на срок от 2-х до 3-х месяцев;
- для должностных лиц — 30 000 — 40 000 рублей;
- для юридических лиц — 300 000 — 400 000 рублей.
Новая таблица штрафов для тяжеловесных ТС
Превышение массы или нагрузки на ось | Наказание, если нет разрешения | Наказание, если есть разрешение |
от 10 до 20 % | С: 250 000 рублей | С: 200 000 рублей |
от 20 до 50 % | С: 350 000 рублей | С: 300 000 рублей |
более 50 % | С: 400 000 рублей | С: 400 000 рублей |
Новые штрафы для легковых авто
Новый закон, который вступит в силу в 2023 году, предусматривает повышение штрафов для легковых автомобилей, перегруженных сверх допустимой массы. Суть закона заключается в том, чтобы добиться контроля за массой автомобилей на дорогах и предотвратить негативное влияние перегрузки на дорожное покрытие и безопасность движения.
Если до этого штрафы за перегруз грузовых автомобилей были в основном международными перевозчиками, то новый закон распространяется на все типы автомобилей. Теперь водители, перегружающие свой легковой автомобиль, будут также нести ответственность за нарушение весогабаритных норм.
Штрафы будут рассчитываться в зависимости от перевеса автомобиля. Если перевес превысит 5% от допустимой массы, то водитель будет оштрафован на 50% от стоимости проезда или 1500 рублей, в зависимости от того, какой показатель будет выше. За повторное нарушение штрафы увеличатся в два раза, а также может быть закон о лишении права управления автомобилем.
Все автомобили, произведенные после 2015 года, обозначены специальным знаком о допустимой массе и осевой нагрузке, и продавец обязан информировать покупателя о запрете на перегруз автомобиля. При контроле ГИБДД вес автомобиля проверяют на весовых комплексах.
ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля
Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.
То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.
Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).
Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.
Новые рамки по весовому контролю на дорогах России вступят в силу с 1 июля 2023 года. Они были утверждены постановлением Правительства от 15 ноября 2021 года № 1990.
Основным изменением стало ужесточение требований к транспортным средствам, осуществляющим грузоперевозки. Теперь максимально допустимая масса перевозимого груза не должна превышать установленных нормативов, а также груз должен быть распределен равномерно по оси транспортного средства.
Обязательным условием также является наличие системы грузоподъемности, которая будет контролировать вес груза на каждой оси и группе осей. Также требуется оборудование для определения фактической массы груза и контроля его распределения.
- Для грузовых автомобилей и полуприцепов с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн предусмотрен контроль на перевес. Для этого транспортные средства оборудуются весовыми комплексами, которые находятся на определенных участках дорог, и снимают данные о массе автомобиля при движении на них.
- Для автомобилей с максимальной массой более 12 тонн на обязательной основе вводится система «Глазоконтроль», которая позволит фиксировать перевес на дорогах всех категорий.
- Также вносятся изменения в габариты транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки. Они не должны превышать установленных нормативов в зависимости от типа транспорта.
Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, снижение количества аварий, вызванных перевесом грузов, а также на улучшение качества дорожного покрытия и долговечности транспортных средств.
Предстоящие испытания
Весовой контроль на дорогах России — важная мера, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения и защиту инфраструктуры дорог. В 2023 году на всех грузовых автомобилях с грузоподъемностью более 12 тонн должны быть установлены специальные электронные тахографы, которые будут вести учет весовой нагрузки.
Для того чтобы проверить работоспособность электронных тахографов и оценить готовность грузовых автомобилей к новым требованиям, проводятся предстоящие испытания, которые будут включать в себя:
- Регулярные проверки грузовых автомобилей на весовых контрольных пунктах;
- Проверки электронных тахографов на соответствие требованиям законодательства;
- Оценку уровня безопасности дорожного движения при использовании электронных тахографов;
- Анализ данных, полученных с электронных тахографов, и выявление нарушений.
Целью проведения данных испытаний является анализ возможных проблем и ошибок, а также подготовка к полноценному запуску системы весового контроля в 2023 году. Надеемся, что предстоящие испытания позволят доработать систему и повысить ее эффективность и точность.
Порядок движения через автоматическую систему контроля
Как проехать рамку весового контроля? Какие параметры необходимо соблюдать? Эти вопросы в первую очередь должны волновать владельцев тяжеловесных и крупногабаритных ТС. Именно на эти виды транспорта наложены ограничения при проезде пунктов АПВГК. К тяжеловесным относят ТС с массой (с грузом или без) или осевой нагрузкой больше, чем установлено производителем. Крупногабаритный транспорт – это авто с габаритами (с грузом или без), превышающими установленные производителем.
На участке, оборудованном автоматической системой весового контроля, запрещены: разворот, остановка, включение фар-прожекторов и фар-искателей при движении.
Кроме того, при въезде в зону контроля водитель должен придерживаться следующего порядка:
- двигаться только по одной полосе без выезда на встречку или обочину (исключение, если ширина авто больше ширины полосы);
- соблюдать расстояние не менее 20 метров между движущимся впереди транспортом.
Проезжающий через рамку габаритно-весового контроля водитель большегруза при выявлении перегруза или несоответствия установленным габаритам будет проинформирован о нарушении незамедлительно: на цифровом табло высветится регистрационный номер транспорта.
- При обнаружении на экране номера своего автомобиля необходимо остановиться и понять, с чем связано нарушение. Допустим, при выявлении перегрузки на ось у грузового авто с полуприцепом можно установить колеса полуприцепа в нужное направление, чтобы нагрузка стала равномерной.
- Если перегруз соответствует действительности и у водителя есть специальное разрешение, тогда можно проезжать пункт АПВГК без остановки.
- При остановке грузовых ТС необходимо соблюдать правила ПДД, выполняя ее на обочине или за пределами дороги.
Польза рамок весового контроля
В России не существует единого мнения об эффективности применения АПВГК в качестве регулятора количества аварийных ситуаций и контроля состояния дорог. Представители государства убеждены, что именно из-за грузовых транспортных средств дорожное полотно быстро разрушается. Однако владельцы большегрузов утверждают обратное: качество дорог в РФ оставляет желать лучшего, и уже изначально новая трасса не предназначена для интенсивного движения даже легкового транспорта, не говоря уже о грузовом.
Также перевозчики отмечают, что не проводились никакие исследования, на основании которых уверенно можно утверждать, что основное разрушительное воздействие на асфальтовый покров оказывает именно большегрузный транспорт.
Как бы ни спорили водители грузовиков с властями, применение штрафных санкций за перегруз – меры, придуманные не Россией, это общая практика для всех стран. И, например, в США суммы нарушений значительно выше: летом 2017 года в одном из штатов перевозчику за перегруз без разрешительных документов был выписан штраф в размере 57 тысяч долларов. В Германии более лояльные расценки – несколько сотен евро. В разных государствах штрафы измеряются разными суммами, но контроль массы и габаритов грузов осуществляют везде.
А иногда рамка обманывает грузоперевозчиков.
Но не только грузоперевозчики обманывают «рамку». Иногда «рамка» обманывает нас.
В такую ситуацию попал агрохолдинг «Русское поле», который занимается перевозкой комбикормов на птицефабрику во Владимирской области. Дорога проходит через рамку в районе Навашино.
«У нас на предприятии по производству комбикормов установлены контрольные весы, которые поверяются в соответствии с положенными нормативами, и общая масса автопоезда взвешивается перед каждым выездом. В постановлениях об административных правонарушениях и наших накладных идет очень большая разница – до пяти тонн доходит, – рассказал руководитель юридического отдела агрохолдинга Денис Смирнов. – Например, с предприятия машина уходит общей массой 39 тонн, а в постановлении приходит 44 – 45 тонн».
До марта 2018 года у агрохолдинга уже было получено около 50 постановлений на сумму более 20 млн. рублей. Компания пыталась обратиться в центр фиксации нарушений в досудебном порядке, однако навстречу им не пошли. Теперь вопрос будет решаться в суде.
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2023 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 616 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Составной частью государственного надзора по эксплуатации российских дорог является весовой контроль тс.
Это осуществляемый уполномоченными органами надзор за тем, чтобы большегрузные и крупногабаритные транспортные средства не перегружали дорожное полотно. Основные правовые рычаги регулирования процедуры габаритно-весового надзора за транспортными средствами обозначены в № 127-ФЗ и в Приказе Минтранспорта РФ от 27.04.2011 № 125.
В этих НПА расшифрованы ключевые понятия этого правоотношения, определены процедурные моменты взвешивания и установлены меры ответственности субъектов за нарушения нормативных правил. На практике у лиц, занимающихся перевозками, возникает большое количество вопросов, касающихся соответствия габаритно-весовых параметров нормам, установленным законодательством, поскольку нарушение нормативов грозит штрафами.
Штрафы за перевес или сверхнормативные габариты
Штрафы за весогабаритный контроль регулируются статьёй 12.21.1 КоАП РФ.
1. Превышение габаритов до 10 см (например, немного раздулся тент), превышение нагрузки на ось от 2% до 10% грозит:
- Физическому лицу от 1000 до 1500 рублей,
- Должностному лицу от 10 000 до 15 000 рублей,
- Юридическому лицу от 100 000 до 150 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 150 000 рублей.
2. Превышение габаритов от 10 до 20 см, превышение нагрузки на ось от 10% до 20% грозит:
- Физическому лицу от 3000 до 4000 рублей,
- Должностному лицу от 25 000 до 30 000 рублей,
- Юридическому лицу от 250 000 до 300 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 300 000 рублей.
3. Превышение габаритов от 20 до 50 см, превышение нагрузки на ось от 20% до 50% грозит:
- Физическому лицу от 5000 до 10 000 рублей или лишение прав до 4х мес.,
- Должностному лицу от 35 000 до 40 000 рублей,
- Юридическому лицу от 350 000 до 400 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на весовых рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 400 000 рублей.
4. Превышение габаритов от 50 см, превышение нагрузки на ось от 50% грозит:
- Физическому лицу от 7000 до 10 000 рублей или лишение прав до 6ти мес.,
- Должностному лицу от 45 000 до 50 000 рублей,
- Юридическому лицу от 400 000 до 500 000 рублей,