Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий Новосибирск

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий Новосибирск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт‑Петербурга» в целях соблюдения порядка реализации прав граждан на улучшение жилищных условий администрациями районов Санкт‑Петербурга (по месту регистрации граждан по месту жительства либо последней регистрации) осуществляется ведение следующих видов учета граждан:

  • учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • учет нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий;
  • учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт‑Петербурге» (далее – Закон № 407-65).

Согласно Закону № 407-65 принятию на учет подлежат граждане Российской Федерации проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:

  • граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона № 407-65;
  • граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
  • ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • инвалиды;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.

Учетная норма для принятия на указанный учет, установлена в Санкт‑Петербурге 9 кв.м общей площади на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 15 кв.м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.

Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт‑Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без учета сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества, а также без учета срока проживания на территории Санкт‑Петербурга

Учет нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий ведется в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (далее – Закон № 409-61).

Согласно Закона № 409-61 принятию на учет подлежат граждане Российской Федерации проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, в следующих случаях:

  • если граждане являются ветеранами Великой Отечественной войны и проживают в отдельных квартирах обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека менее 10 кв.м, проживающие в коммунальных квартирах принимаются на указанный учет без учета жилищной обеспеченности
  • если граждане, имеют трех и более несовершеннолетних детей, проживают в отдельных квартирах, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 10 кв.м.
  • если граждане проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Читайте также:  Повышение зарплаты воспитателям в 2024 году в Татарстане

Учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования ведется в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 24.06.2015 № 475-92 «О жилых помещениях жилищного фонда социального использования и о наемных домах социального использования» (далее – Закон № 475-92).

  • В соответствии с Законом № 475-92 граждане, проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 5 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях и имеющие доход, составляющий не менее двух, но не более пяти прожиточных минимумов на одного члена семьи, могут претендовать на предоставление жилых помещений в наемных домах социального использования.
  • При этом, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования признаются граждане, проживающие в коммунальных квартирах, независимо от общей площади занимаемых ими в коммунальной квартире жилых помещений.
  • Для получения подробной информации по вопросу ведения указанных видов учета гражданам необходимо обращаться в жилищный отдел администрации района Санкт‑Петербурга по месту жительства.

Документы для рассмотрения вопроса о возможности принятия на жилищный учет, при наличии оснований, гражданам необходимо подавать в СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», отделения которого расположены во всех районах Санкт‑Петербурга, тел. 573-90-00.

Сколько стоят в очереди

Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.

Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.

Кто может получить субсидию вне очереди

Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:

  • Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
  • Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.

Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий

Гражданам, которым удалось получить статус нуждающихся, к сожалению, никто безвозмездно не выделит жилплощадь с дальнейшей возможностью оформить ее в собственность. Им просто дают право на приобретение конкретного жилья с использованием льготных условий, а уже затем провести процедуру приватизации. В рамках такого рода поддержки нуждающиеся могут получить следующую помощь:

  • возможность оформить ипотечный заем в кредитной организации с льготными условиями;
  • частичное погашение взятого кредита за счет государственной казны;
  • получить от властей минимальное количество денежных средств на приобретение жилья.
Читайте также:  Можно ли заранее отказаться от наследства до смерти наследодателя в пользу другого

Постановка в очередь на получение квартиры

Лица, обратившиеся к властям, получают возможность встать в очередь на получение квартиры. Каждое из них получает уникальный номер, под которым будет числиться в общем списке претендентов на улучшение жилищных условий.

Как только постановка в очередь состоится, лица, признанные нуждающимися, в период ожидания, которое, к слову, может длиться годами, должны подготовиться к тому, что теперь им ежегодно придется подавать пакет документов по определенному перечню на проверку.

Данный пакет документов будет представлен бумагами, отражающими реальное финансовое положение семьи, а также актуальные условия их проживания.

Таким образом, если за время ожидания граждане самостоятельно улучшат собственное положение, то право на получение помощи от государства у них будет отобрано, и из очереди они также окажутся исключены. Даже если впоследствии положение дел опять ухудшится, в очередь им придется вставать повторно.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади.

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Как ускорить процедуру получения жилплощади?

Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:

  • Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
  • Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг», который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
  • Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.

Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.

Нюансы жилищного поведения на рынке услуг

Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая Закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:

  • для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
  • если Гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
  • если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
  • когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
  • статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.

При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.

Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.

Причины снятия с очереди

Через каждые 12 месяцев, согласно статистике, из очереди изымаются порядка 6000 семей по изменившимся обстоятельствам, не позволяющим их признавать в дальнейшем как малоимущие или нуждающиеся в жилье.

Причины этого явления заключаются в следующем:

  • человек написал заявление, в котором просит снять его с учета;
  • гражданин более не имеет оснований стоять в очереди;
  • 3 отказа от предлагаемого жилья;
  • утрата оснований для социального найма;
  • изменение условий жилья, состава семьи;
  • выявление недостоверных сведений в представленных документах;
  • смена места жительства, переезд в другой регион;
  • получение от государства субсидии на возведение жилого дома.
Читайте также:  Материнский капитал проиндексируют в 2023 году на 11,9%

Остальные граждане продолжают стоять в очереди. Но она проверяется уполномоченными органами каждый год. Поэтому и многие семьи, условия жизни которых изменились в лучшую сторону, ими снимаются с учета и очереди.

Особенности представления жилья в регионах

Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.

Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:

  • Получения средств для строительства личного дома;
  • Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
  • Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
  • Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
  • Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.

Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.

Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.

Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.

Граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы

Другая категория граждан, которая также может претендовать на получение государственного или муниципального жилья на территории Российской Федерации, признается нуждающейся в улучшении условий проживания на основании того, что они обеспечены жилплощадью, размеры которой составляют менее указанной в жилищном законодательстве Российской Федерации нормы.

Постановка на учет в данном случае может быть произведена только тех граждан, которые обладают имуществом для проживания на основании договора социального найма, а также членов их семьи. Иные лица, не подходящие под данную статью, принимаются на учет жилищного фонда без учета нормы квадратуры на каждого субъекта.

Чтобы поставить на жилищный учет семьи, признанные малоимущими, специальная комиссия осуществляет расчет обеспеченности на каждого члена. При этом предоставление информации жилищного учета идет по всем объектам недвижимого имущества, которые используются для проживания гражданами на основе социального найма в Российской Федерации.

Показательным образцом того, что семьи нуждаются в улучшении условий для проживания, является пример из юридической практики. Семья, складывающаяся из 5 человек, по договору социального найма проживала в квартире государственного характера, площадь которой равнялась 35 кв. метрам. Один из представителей семьи также являлся нанимателем муниципального жилья, площадь которого составляла 25 м. Законодательный порядок в данном случае обязывает учитывать жилплощадь обоих объектов недвижимости. Иными словами, на 5 членов семьи приходится 60 метров площади. Учетная норма в рамках данного муниципального образования равняется 13 кв. метрам.

Путем простых подсчетов можно прийти к выводу, что на каждого члена семьи приходится по 12 метров, что не дотягивает до нормы. Иными словами, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет собственности государственного типа. В такой ситуации они ставятся на учет жилищного фонда.

Если учетная норма жилплощади соблюдается, и на то есть подтверждающие документы, то происходит снятие с жилищного учета субъекта правоотношений.

Предоставление жилья для нуждающихся осуществляется в очередном порядке (кроме случаев, когда в законе указано, что квартиры выдаются для определенных лиц вне очереди – например, жителям аварийных домов, признанных непригодными для проживания).

Как отслеживать продвижение в очереди?

Заявитель должен регулярно проверять процесс перемещения в очереди. Без движения в ускоренном темпе ожидание может затянуться на несколько лет. Ведение учета очередников осуществляет Департамент жилищной политики. Для проверки своего места можно использовать несколько способов:

  • направление заявления в отдел, осуществляющий предоставление жилья (потребуются два экземпляра обращения для органов и для гражданина с отметкой о принятии запроса);
  • отправка заявления заказным письмом на адрес Жилищного отдела (письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней);
  • самостоятельное посещение отдела в местной администрации;
  • проверка очереди с помощью онлайн-сервиса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *