Как стать специалистом по госзакупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать специалистом по госзакупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Читаем Закон 44-ФЗ: работа заказчика в сфере госзакупок должна проходить «на профессиональной основе с привлечением квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок».

Требования к образованию заказчика, работающего по 44-ФЗ

Где мы можем посмотреть соответствие квалификации, знаний и умений специалиста требуемому принципу профессионализма? Есть два источника:

1. общий – Закон 44-ФЗ:

  • члены комиссии должны иметь дополнительное профобразование или переподготовку, повышение квалификации в контрактной системе или быть экспертами в объекте закупки (ч. 5 ст.39 44-ФЗ);
  • контрактные управляющие и сотрудники контрактной службы – высшее образование и дополнительное в сфере закупок (ч.6 ст.38 44-ФЗ);

2. конкретный – профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».

К примеру, работодатель, закупающийся по 44-ФЗ, ищет работника для проведения экспертизы результатов исполнения контракта. Что ему делать? Заглянуть в профстандарты.

Важно: следить за соответствием квалификации работника его должности и трудовой функции – обязанность работодателя.

Какие качества нужно развивать

В этой профессии вам могут пригодиться самые разные личностные качества, но прежде всего эти:

  • Коммуникабельность (общение неотъемлемая часть этой работы, замкнутому и неразговорчивому человеку здесь будет сложно построить карьеру)

  • Харизма (вы должны обладать определённым влиянием на людей, зачастую успешность сделки зависит от вашей убедительности)

  • Аналитический ум (существенная часть вашей работы построена на аналитике и умении логически мыслить)

  • Ответственность (подобный специалист должен быть готов принимать важные решения и быть готовым к последствиям)

  • Стрессоустойчивость (ответственность, обязанности, временные ограничения и многое другое могут сильно давить на человека, учитесь эффективно справляться со стрессом)

Госзакупки — популярная тема

На сегодняшний день, сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей.

Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов.

Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью.

Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.

У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.

Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.

Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.

В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.

Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.

Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.

Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.

Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.

В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.

Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.

К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.

В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.

Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.

Читайте также:  Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению

Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.

На это есть 2 причины:

1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;

2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.

Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;

  • утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

  • информация о лице, которое назначается руководителем;

  • список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

  • срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Назначение на должность управляющего.

Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.

Государственное автономное учреждение «Горводоканал»

(ГАУ «Горводоканал»)

ПРИКАЗ

о назначении контрактного управляющего

г. Самара

10.01.2020 № 2-К

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.

  2. Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.

  3. Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.

  4. В соглашении установить следующее:
    • контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;

    • контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.

  1. Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.

  2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.

Разделы обучения закупочной деятельности

Полное обучение эффективной закупочной деятельности включает следующие логические разделы:

  1. Аналитика и отчеты отдела закупок
  2. Управление товарным портфелем
  3. Управление товарным запасом
  4. Переговоры в закупках
  5. Принципы системы категорийного менеджмента в торговых организациях
  6. Мотивация сотрудников отделов закупок
  7. Основные бизнес-процессы закупок
  8. Управление поставщиками (в т.ч. основы договорной деятельности)
  9. Управление закупочной деятельностью и контроль отдела закупок
  10. KPI отдела закупок
  11. Мастер-классы и практикумы по переговорам, по ведению претензионной работы, по разработке нормативов для отдела закупок, по написанию ТЗ для отчетов.
Читайте также:  Вопросы по расторжению договора ОСАГО

Каждая из стандартных программ открытых тренингов по закупкам включает в себя несколько разделов из перечисленных выше.
В корпоративном формате каждый из оговоренных разделов может быть по потребности заказчика расширен или сокращен.

Кто такой специалист по закупкам 44-ФЗ в 2023 году?

Специалист по закупкам 44-ФЗ — это сотрудник, в обязанности которого входит планирование, подготовка и участие в торгах.

Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.

В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.

Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.

Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.

При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.

Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.

Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.

Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ

На сайте поиска работы в данный момент открыта 3 581 вакансия, с каждым месяцем спрос на специалистов по закупкам 44-ФЗ растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по закупкам 44-ФЗ по всей России:

  • от 45 000 руб. 1 964
  • от 80 000 руб. 896
  • от 115 000 руб. 413
  • от 150 000 руб. 266
  • от 185 000 руб. 149

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

  • от 80 000 руб. 507
  • от 135 000 руб. 165
  • от 185 000 руб. 87
  • от 240 000 руб. 48
  • от 295 000 руб. 36

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

  • от 55 000 руб. 214
  • от 75 000 руб. 121
  • от 100 000 руб. 69
  • от 120 000 руб. 40
  • от 145 000 руб. 23

Назначаем и оформляем на должность контрактного управляющего правильно

В организациях, где совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб. (а таких большинство), назначается контрактный управляющий по 44 фз– должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ) с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (ч. 6 ст. 38).

Можно выделить несколько вариантов назначения на должность контрактный управляющия.

Контрактный управляющий

Новый работник, оформленный на должность контрактный управляющий, введенную в штатное расписание

Работник организации, переведенный на должность контрактного управляющего, введенную в штатное расписание

Работник организации, совмещающий свою должность и вакантную должность контрактного управляющего

Работник организации, исполняющий обязанности контрактного управляющего дополнительно к своим

В чём принцип профессионализма заказчика в закупках

ФЗ-44 предусматривает необходимость осуществления деятельности заказчика, а также специализированной организации и контрольных органов в сфере закупок исключительно на профессиональной основе. Это предполагает обязанность данных организаций привлекать к работе исключительно квалифицированных специалистов, которые должны иметь базу нормативных (теоретических) знаний по госзакупкам, а также иметь практический навык работы в этой области.

Для этого заказчики и специализированные организации обязаны надлежащим образом и на высоком уровне поддерживать, а также регулярно повышать уровень квалификации и профессионального образования своих сотрудников, которые заняты в сфере закупок. Данное требование реализуется в том числе путем повышения квалификации в сфере закупок согласно законодательству России.

В дальнейшем данный принцип нашёл отражение в нормах ФЗ-44, предполагающих обязательное обучение не менее половины общего числа членов комиссии по осуществлению закупок.

Кто должен проходить обучение по ФЗ-44 и ФЗ-223

  • контрактный управляющий: согласно требованиям ФЗ-44, а также профессиональных стандартов в сфере закупок руководитель организации заказчика не может назначить на должность контрактного управляющего сотрудника, который не прошел обучение по госзакупкам;
  • члены контрактной службы: к ним применяются такие же правила, что и к контрактным управляющим;
  • члены комиссии по осуществлению закупок: согласно ФЗ-44 обученными должны быть не менее половины общего состава комиссии заказчика (ст. 9 ФЗ-44);
  • специалисты и старшие специалисты по закупкам, консультанты по закупкам: в случае, если сотрудник организации заказчика оформляется на должность с таким наименованием (согласно профессиональным стандартам «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок»);
  • руководитель организации заказчика: являясь должностным лицом, он несёт персональную ответственность за действия, совершенные им от имени юридического лица в сфере закупок. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в нормах ФЗ-44 и нормативных актах, принятых в его развитие, руководителю рекомендуется проходить повышение квалификации в сфере закупок в объеме не менее 40 академических часов (согласно Письму Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г);
  • уполномоченные органы и уполномоченные учреждения: на них распространяются те же требования, что и на сотрудников организации заказчика;
  • органы по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, органы аудита в сфере закупок;
  • органы по регулированию контрактной системы;
  • сотрудники специализированных организаций: по аналогии с организациями заказчиков.
Читайте также:  Можно ли пилить валежник в лесу на дрова в 2023 году бензопилой: заготовка дров

ФЗ-223 не содержит обязанности по обучению сотрудников заказчика, в том числе членов комиссии, на курсах повышения квалификации. В данном случае решение этого вопроса дано на откуп руководителю организации заказчика. Подобное требование (при его наличии) может быть отражено в Положении о закупке или Положении о комиссии, отдельно регулирующем деятельность комиссии по осуществлению закупок заказчика. При этом такое обучение представляется целесообразным по ряду причин:

  • за свои действия (бездействия) сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок, несут персональную административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ;
  • от знания требований ФЗ-223 зависит возможность удовлетворения потребности организации в товарах, работах услугах в установленные сроки;
  • в случае, если сотрудник заказчика совмещает свои должностные обязанности с функциями по проведению закупок и не имеет специального, например юридического образования, повышение квалификации в сфере закупок помогает ему разобраться в многочисленных нормативных актах и повысить эффективность в организации процесса закупок.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Для работы в этой области понадобится высшее образование в сфере менеджмента. Такие программы есть практически в любом российском вузе, несколько примеров:

  1. НИУ «МЭИ» (Москва), Инженерно-экономический институт – программа бакалавриата «Логистические системы в экономике и управлении».
  2. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Байкальский государственный университет (Иркутск) – бакалавриат по профилю «международная логистика и управление поставками».
  3. Подготовку в бакалавриате по специальности «организация и управление бизнесом в сфере торговли» предлагают СПбПУ Петра Великого (Санкт-Петербург), ХГУЭП (Хабаровск) и СГТУ (Саратов).

Варианты обучения по разным профилям направления «менеджмент» (код специальности 38.03.02), так или иначе связанным с организацией закупок, на сегодняшний день предлагают десятки вузов страны, среди них есть такие крупные, как:

  • Российский университет дружбы народов (Москва);
  • НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Санкт-Петербург);
  • Оренбургский государственный университет;
  • Алтайский государственный университет (Барнаул);
  • Дальневосточный федеральный университет (Владивосток);
  • Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).

Модуль 4. Основы организации закупочной деятельности в рамках контрактной системы

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные законом о контрактной системе: общие положения. Совместные конкурсы и аукционы Извещение об осуществлении закупки. Отмена определения поставщика. Изменение и отзыв заявок участников Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания (спецификации). Использование товарных знаков Требования, предъявляемые к участникам закупки. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным требованиям Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки. Критерии оценки Обеспечительные меры в отношении заявок и исполнения контрактов. Применение национального режима при осуществлении закупок

В чем должен разбираться тендерный специалист?

Первое, с чего следует начать новичкам – это познакомиться с двумя фундаментальными законами, на которых держится сфера закупок:

  1. Федеральный закон от 05.04.13 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проще говоря, это основной документ, которому подчиняются государственные закупки. Он регламентирует проведение торгов абсолютно на всех этапах: от планирования процедуры до исполнения обязательств, контроль надзорных органов, применение мер наказания к нарушителям и многое другое.
  2. Федеральный закон от 18.07.11 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Это документ, разработанный для контроля коммерческого сектора закупок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *