Внешнее управление как процедура банкротства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешнее управление как процедура банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Срок внешнего управления
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Что такое внешнее управление
Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом.
Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения.
Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.
Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:
- внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
- на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
- после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.
Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок.
Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.
Ограничения на полномочие распоряжения имуществом должника
Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника со следующими ограничениями:
-
крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, если иное не предусмотрено законом или планом внешнего управления (ст.76 Закона о банкротстве);
К крупным сделкам относятся сделки, влекущие распоряжение имуществом должника. балансовая стоимость которого превышает 20% балансовой стоимости активов. Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, признаются сделки, стороной которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, — см. Заинтересованные лица (в процедуре банкротства).
-
если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов (ст.79 Закона о банкротстве).
Кроме того, решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.80 Закона о банкротстве).
Отчет арбитражного управляющего
Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения):
- отчет временного управляющего;
- отчет внешнего управляющего;
- отчеты конкурсного управляющего — о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
- заключения административного управляющего — о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Закона о банкротстве.
Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.
Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.
Конкурсный управляющий
Арбитражный управляющий, в зависимости от текущего этапе процедуры банкротства, может иметь несколько статусов, один из которых — конкурсный (внешний) управляющий.
На этапе реализации имущества банкрота в счет погашения долгов конкурсный управляющий выполняет следующие функции:
— проводит инвентаризацию имущества с последующей оценкой и обеспечивает сохранность описанной собственности;
— публикует сведения о несостоятельности в СМИ;
Цель публикации в газетах — довести до сведения всех кредиторов должника, что он собирается банкротиться, чтобы они успели встать в соответствующий реестр требований. У кредиторов есть два месяца, чтобы встать в реестр. Если пропустить установленный законом срок, теряется ряд прав по истребованию средств.
— возвращает собственность банкрота, которая была на хранении у других лиц;
— рассылает уведомления о будущем банкротстве заинтересованным лицам, в том числе работникам, если у банкрота были сотрудники;
— объявляет о предстоящих торгах;
— реализует имущество должника и погашает долги;
— составляет отчет для суда и кредиторов.
Отличие конкурсного управляющего от арбитражного в том, что арбитражный становится конкурсным на определенном этапе банкротства. Получается, что конкурсного управляющего всегда можно назвать арбитражным, но не наоборот. Например, есть дела о банкротстве, которые проходят без этапа конкурсного производства.
В таких делах нет и конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий назначается судом после вынесения соответствующего определения. Работа специалиста заканчивается в момент прекращения конкурсного производства.
Чтобы быть назначенным на процедуру банкротства, арбитражный управляющий должен состоять в одной из СРО. Найти подходящий вариант можно в списках, опубликованных на сайте ФНС.
Пример списка СРО
Для вступления в СРО нужно собрать пакет документов (указывается на сайтах этих организаций) и подать их вместе с заявлением лично или по почте. Совет организации рассмотрит кандидатуру и сообщит о своем решении.
Если оно положительное, нужно будет внести взнос в компенсационный фонд и предоставить Договор обязательного страхования ответственности. В течение трех дней данные об арбитражном управляющем появятся в реестре СРО.
Процедура введения внешнего управления
Совет кредиторов или другое лицо, которое инициирует банкротство, обращается в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего. Но чтобы процедура внешнего управления вступила в силу, кредиторы или иные лица должны аргументированно убедить судью, что предприятие может быть восстановлено. Внешний управляющий не назначается по инициативе компании-должника (статья 93 «Закона о банкротстве»). В редких случаях инициатором процедуры внешнего управления становится арбитражный суд.
Арбитражный суд обращается в комитет СРО (Саморегулируемую организацию арбитражных управляющих). Суд потребует предоставить данные специалиста, который осуществит внешнее управление компании-должника. У собрания кредиторов есть возможность предложить своего кандидата во внешние управляющие и аргументировать их.
После того как документы были предоставлены, судья принимает решение о назначении.
Требования к внешнему (арбитражному) управляющему согласно ст. 20 «Закона о банкротстве»:
- Гражданин/гражданка Российской Федерации.
- С обязательным членством в СРО.
- Сдавший экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.
- Имеющий высшее образование, навыки и опыт работы на руководящей должности.
- Прошедший стажировку внешнего управления не менее 2 лет.
- Не имеющий судимостей, включая административные правонарушения.
- Не имеющий судебных запретов на этот вид деятельности.
Назначения внешнего управляющего
Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.
Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.
Ежеквартальный отчет Финансового управляющего
Я одному залоговому все телефоны обзвонил чтоб он заявление о включении в реестр написал — даже образец высылал. Больше всего не люблю делать пустую работу -если кредиторам это не надо почему кому то еще это вдруг становится надо.
Ситуацию понял спасибо. Высылаю ежеквартально все конкурсным кредитором.
Квартал отчитываю по правилам ГК РФ (с 1 января) . Высылаю ежеквартально все конкурсным кредитором. Квартал отчитываю по правилам ГК РФ (с 1 января) .
Влезу с вопросом. Отчет вы отправляете в последнюю неделю квартала?
Или в любой день квартала, главное, чтобы в этот квартал отчет был отправлен? Каждый — учитель. Рад любой критике и всем советам! Влезу с вопросом. Отчет вы отправляете в последнюю неделю квартала?
Или в любой день квартала, главное, чтобы в этот квартал отчет был отправлен? Обычно, в последний день месяца,
Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.
Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.
На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:
- ликвидация убыточных подразделений организации;
- изменение направлений бизнеса;
- продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
- открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
- эмиссия ценных бумаг;
- повышение профессионального уровня трудового коллектива;
- взыскание дебиторской задолженности;
- увеличение основного капитала компании;
- ведение промежуточных отчётов.
В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.
В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:
- Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
- Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.
Ознакомление и анализ отчетности
Конкурсный управляющий на основании требований арбитража должен сразу отправлять требуемые сведения, которые касаются проводимой процедуры, включая отчеты о проведённой работе. Есть закон, который это устанавливает (п.3 ст. 143 Закона о банкротстве). Отчётность в конце проводимой процедуры регламентируется пунктом 1 статьи 147 того же самого закона. Сразу же, в течение одного месяца со времени получения отчета назначенного ответственного лица, суд тщательно рассматривает документы и выносит итоговое определение об окончании конкурсного производства. Об этом также должны быть сразу же оповещены все имеющиеся кредиторы. В итоге процедура банкротства компании на этом завершается. Текущая же предоставляемая документация проверяется на эффективность предпринимаемых действий.
Ответственность внешнего управляющего
Внешний управляющий при банкротстве организации несет ответственность за выполнение своих полномочий и обязанностей в соответствии с законом и решением арбитражного суда о назначении на должность.
В рамках своей деятельности внешний управляющий должен принимать меры по восстановлению баланса задолженности должника и кредиторов, проводить процедуры по взысканию долгов, реализации имущества и выплате вознаграждения за свою деятельность.
В ходе производства по банкротству организации внешний управляющий должен строго соблюдать план проведения мероприятий, предусмотренный законом и решением арбитражного суда. Он также обязан предоставлять отчеты о своей деятельности и использовании имущества предприятия в интересах кредиторов и банкрота.
Внешний управляющий несет ответственность за невыполнение своих обязательств, предусмотренных договором конкурсного управляющего и законом о банкротстве. Если в результате его действий возникли убытки для кредиторов или банкрота, то внешний управляющий должен возместить их.
В случае нарушения внешним управляющим требований закона и решения арбитражного суда о банкротстве, он может быть подвергнут штрафу или дисквалификации от занятия данной должности.
Также внешний управляющий обязан соблюдать конфиденциальность информации, касающейся дела о банкротстве, и не использовать ее в своих личных или иных интересах, а также не допускать разглашения данной информации третьим лицам без разрешения суда.
В целом, ответственность внешнего управляющего при банкротстве организации предусмотрена законодательством и направлена на обеспечение защиты интересов кредиторов и банкрота. Бездействие и некомпетентность внешнего управляющего могут привести к усугублению ситуации, а его профессионализм и ответственность — к успешному восстановлению деятельности банкрота и выполнению его обязательств перед кредиторами.
Как следует из статьи 2 закона о банкротстве внешнее управление это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику для целей восстановления платежеспособности должника.
Для достижения целей процедуры внешний управляющий наделяется определенными правами и обязанностями.
Исходя из цели внешнего управления, внешний управляющий обязан производить следующие основные мероприятия:
- принять в ведение имущество от руководителя должника (или предыдущего арбитражного управляющего) и провести его инвентаризацию, с опубликованием сведений о ней в ЕФРСБ;
- разработать план внешнего управления для утверждения собранием кредиторов, провести мероприятия по реализации плана, с информированием комитета или собрания кредиторов о результатах его исполнения;
- взыскивать задолженность перед должником;
- вести реестр требований кредиторов и предъявлять возражения по включаемым в РТК требованиям;
- вести бухгалтерскую отчетность должника.
Пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве на внешнего управляющего возлагается обязанность по обязательному опубликованию сведений о введении внешнего управления.
Кроме того, у внешнего управляющего имеются такие обязанности, которые являются обязательными для исполнения всеми арбитражными управляющими, предусмотренные статьей 20.3 Закона о банкротстве, в частности: по проведению анализа финансового состояния должника; выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; по выявлению оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в связи с нарушением обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом.
Данные обязанности внешний управляющий должен исполнять исходя из принципов добросовестности и разумности, то есть если их исполнение будет способствовать достижению цели процедуры, то обязанность имеется, в противном случае – нет.
Как при банкротстве назначают конкурсного управляющего?
Процедура при банкротстве — юридических лиц или физических, неважно – одинакова. Финансовый управляющий предыдущего этапа подает судье отчет. По его результатам принимается решение о переходе к финальной стадии банкротства – продаже активов «с молотка». Конкурсным управляющим назначается либо тот же менеджер, что вел предыдущий этап, либо новый.
ВНИМАНИЕ! Собрание кредиторов вправе подать суду ходатайство о смене не только самого управляющего, но и СРО, которую он представляет.
Чем больше активов осталось у компании ко времени завершающего этапа, тем легче найти конкурсного управляющего. Вознаграждение конкурсного управляющего, помимо фиксированной платы за этап (25 000 руб. за банкротство физлица, 30 000 руб. за банкротство юрлица), составляет до 7% средств, вырученных на торгах. Это серьезная мотивация. Если же продавать фактически нечего, поиски управляющего могут затянуться.
Отстранение или освобождение от обязанностей
Мы уже упоминали, что «неприкосновенностью» финуправ не обладает. И, хотя подобное случается достаточно редко, он все же в любой момент может быть отстранен от дела – временно или навсегда. Произойти это может в результате:
- Удовлетворенного судом ходатайства собрания кредиторов. Если собрание сочтет, что конкурсный управляющий плохо справляется со своими обязанностями и/или его квалификация не соответствует должности – это будет достаточным основанием для отстранения
- Мотивированной жалобы любого заинтересованного гражданина на убытки, которые причинил, либо может ему причинить деятельность конкурсного управляющего
- Несоответствия специалиста квалификационным требованиям – если кто-то из заинтересованных сторон процесса выяснил это и может доказать суду
- Исключения конкурсного управляющего из состава СРО за нарушение ее устава – как только СРО предоставит судье эту информацию.
- Нарушения конкурсным управляющим требований КоАП – если любое заинтересованное лицо подаст на это жалобу судье, и судья найдет, что нарушения действительно имели место
- Самоотвода, взятого самим конкурсным управляющим
Частые нарушения конкурсного управляющего
Профессиональное несоответствие – весьма редкая причина «отставки» конкурсного управляющего. Все-таки СРО довольно высоко «держат планку» для своих потенциальных членов. И полных непрофессионалов в свои ряды не допускают. Нечасто встречается и злонамеренное причинение убытков, нарушения КоАП, «изгнание» специалиста из СРО,
Пальму первенства уверенно держит простая человеческая забывчивость и невнимательность. Например, финуправ «заработался» и забыл о том, что публиковать на ЕФРСБ данные о ходе банкротства следует вовремя. На первый раз оштрафуют. На второй – могут и отстранить.
Часто встречаются также ошибки при оценке стоимости лотов. Как правило, они не имеют признаков злого умысла, но весьма раздражают собрание кредиторов. Если специалист ошибся крупно, кредиторы будут настаивать на его замене. Нередкой причиной отстранения служат небрежно составленные отчеты собранию кредиторов. Или заставят переделать, или отстранят.
Одним словом, работа конкурсного управляющего происходит под пристальным наблюдением множества глаз, имеющих свой интерес в деле и желающих быть уверенными, что их интересы неукоснительно соблюдаются. Так что ему необходимо постоянно заботиться о корректности своих действий и не совершать крупных просчетов