Налог с продажи квартиры: когда и сколько платить.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог с продажи квартиры: когда и сколько платить.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налог на имущество физических лиц обязаны платить граждане, которые владеют соответствующими объектами налогообложения, то есть, имеют в собственности имущество, расположенное на территории РК. Это жилые помещения, гаражи, паркоместа и другие сооружения, а также участки земли. Как и налог на депозит, этот вид сбора является важным инструментом наполнения государственной казны.

Кто обязан платить налог

Налог платят все собственники за исключением некоторых льготных категорий, даже если они временно или постоянно проживают за границей. Чтобы быстро конвертировать сумму платежей в нужную валюту, можно уточнить курс доллара Актобе.

Налог на имущество физических лиц

Кто и за что платит: физические лица, имеющие объект налогообложения (в данном случае недвижимость) на праве собственности. К объектам налогообложения недвижимого имущества относят здания, жилища, дачи, гаражи, различные сооружения и помещения. Кроме этого налогом облагаются незавершенные постройки с момента их эксплуатации или проживания.

Размер: сумма налога рассчитывается, исходя из налоговой базы, исчисляемой от стоимости недвижимости. Однако, следует различать рыночную стоимость имущества и размер рассчитанной налоговой базы, которая рассчитывается налоговым органом по специальной формуле.

В этих расчетах учитываются различные характеристики недвижимости, такие как стоимость имущества, коэффициенты физического и функционального износа, стоимость квадратного метра, значение месячного расчетного показателя. В связи с этим ежегодно сумма налога может изменяться.

Юридическая чистота: что проверить перед сделкой >>>

Налог на имущество физических лиц, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 529 Налогового кодекса, исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по ставкам, представленным ниже.

Стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

до 2 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов налогообложения

свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге

свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге

свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге

свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге

свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге

свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге

свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге

свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге

свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно

2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге

свыше 450 000 000 тенге

2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге

Чтобы получить освобождение от уплаты налога, нужно соответствовать 5 пунктам

  1. В семье есть двое несовершеннолетних детей. Либо дети являются студентами-очниками вузов, которым еще не исполнилось 24 года.
  2. Семья приобрела квартиру или дом взамен проданного жилья в том же году, в каком и продала старое жилье. Другой вариант – сделка купли-продажи прошла не позже 30 апреля следующего года.
  3. Новое жилье должно быть больше по площади, чем старое. Либо его кадастровая цена должна быть выше.
  4. Кадастровая цена продаваемой квартиры не должна превышать 50 млн рублей.
  5. Налогоплательщик, его супруга или супруг, а также дети не имеют больше половины доли в праве собственности на жилье от общей площади, которая превышает площадь в купленной квартире.

Налог с продажи земельного участка

Одно из них – это передача земли и недвижимости от близкого родственника по договору дарения. Получается, что человек вроде бы и получает прибыль в виде имущества, но налогом она не облагается. Также подоходный взнос в этом случае не будет платиться, если в собственности земля находится более трёх лет. Такие правила прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации.

То есть достаточно владеть земельным участком более 36 месяцев, чтобы быть полностью освобождённым от подоходного налога при его продаже. Эту схему используют многие граждане. Вполне очевидный вариант, ведь участки нынче дорогие.

А взимаемые проценты могут серьёзно ударить по карману.

Сегодня нас с вами будет интересовать налог с продажи земельного участка. Для многих эта тема становится действительно важной. Ведь всегда при получении того или иного дохода граждане должны производить определённые выплаты (проценты) в казну государства.

За редким лишь исключением. Если этого не сделать, то можно нарваться на множество проблем. Сделки с недвижимостью – это процесс, который, в принципе, взносами облагается. Например, купля-продажа земельного участка.

Налоги в этом случае могут уплачиваться или нет. Так какие случаи возможны?

Специальные Налоговые режимы (СНР)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 686-1. Специальное мобильное приложение

2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения.

3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:

5) дату и время совершения оплаты выполненные работы, оказанные услуги;

6) стоимость выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения);

7) наименование выполненных работ, оказанных услуг;

8) объем выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения);

9) общую стоимость выполненных работ, оказанных услуг;

10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.

Отсутствует.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

Статья 686-1. Специальное мобильное приложение

2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком НДС, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения.

3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:

5) дату и время совершения оплаты за реализуемую категорию товара, выполненные работы, оказанные услуги;

6) стоимость реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения);

7) наименование реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг;

8) объем реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения);

9) общую стоимость реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.

Для целей настоящего пункта под категорией товара понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для формирования и выдачи чека специального мобильного приложения, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

С 01.01.2023 года

Положения по чеку специального мобильного приложения «распространены» и на индивидуальных предпринимателей, который работают на упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС.

В чеке специального мобильного приложения отражаются также сведения по категории товаров (раньше только по работам и услугам). Под категорией товаров понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование;

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ);

сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами;

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование;

(до 2026 года – в редакции «недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство)»)

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;

исключен

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Корректируется перечень видов деятельности, которые вправе применять СНР с 2023 года (изменения вносятся в редакцию, которая должна вступить с 2023 года). В общем случае «аренда» остается на СНР.

Кто должен считать налог

Рассчёт налога — обязанность продавца.
До 31 марта следующего года после заключения сделки нужно подать декларацию по ИПН по форме 240.00.
Заплатить налог необходимо до 10 апреля.

Например, квартиру продали в сентябре 2022 года.
Значит, в 2023 году до 31 марта подаёте декларацию, а уплачиваете налог не позднее 10 апреля.

Декларацию и расчёт можно представить:
— через «Кабинет налогоплательщика»;
— мобильное приложение E-Salyq Azamat;
— на eGov.kz;
— в ЦОНе на бумажном носителе;
— в районное управление государственных доходов.

Оплата принимается:
— через мобильное приложение eSalyq Azamat;
— в банках;
— в отделениях Казпочты.

Случаи и процентная ставка подоходного налога?

Недвижимость, которая находится во владении периодом до 1 года не подлежит налогообложению, согласно пп.14) п.2 ст.319 НК РК. Если недвижимость находится во владении более 1 года, продавцу нужно оплатить соответствующую налоговую ставку:

  • 10% — продавец является гражданином и резидентом РК;
  • 15% — продавец нерезидент РК.

Согласно Закону Республики Казахстан, дата регистрации прав на недвижимость исчисляется с момента их официальной государственного регистрации.

Таким образом, налог с продажи недвижимого имущества представляет собой разницу между начальной стоимостью приобретения и суммой конечной продажи.

В каком случае объект не попадает под налогообложение?

  • Если недвижимость продается дешевле, чем приобреталась.
  • В случае реализации недвижимости равной стоимости покупки.

В таких случаях продавец должен иметь документальное подтверждение того, что прирост стоимости отсутствует, эту информацию можно получить из:

  • договора купли-продажи недвижимости;
  • акта оценки стоимости недвижимости в случае приватизации, дарственной и получения по наследству.

Камеральный контроль и блокировка ЭСФ

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ.

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания

выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»;

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска.

По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение).

По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было).

Статья 96. Результаты камерального контроля

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»;

«3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»;

«2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем

личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об

устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,

с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»;

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ.

Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска).

Статья 96. Результаты камерального контроля

Статья 96. Результаты камерального контроля

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ.

Отсутствует

Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур

1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие.

Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»;

2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

С 01.01.2023 года

Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска.

Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

Статья 158. Завершение налоговой проверки

«При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола.

Статус налогового и валютного нерезидента при сделках с недвижимостью. — блоги риэлторов / ЦИАН

Представьте, что вы продали квартиру. И через некоторое время получаете требование из налоговой уплатить НДФЛ в размере 30% от стоимости квартиры.

Или штраф в размере 70%.

Или даже в размере 100% от стоимости квартиры! Все деньги, которые вы получили за квартиру – налоговая требует вернуть в бюджет.

Как же так? Это невозможно! – скажете вы. Максимальная ставка налога при продаже квартиры – 13%. Откуда такие грабительские цифры?

Нет, это возможно.

Такие грабительские цифры возможны, если проигнорировать налоговый и валютный статус участников сделки.

Что это такое? Как этого избежать?

Давайте разбираться.

———————————————————————

Налоговый резидент РФ – это физическое лицо, которое проводит на территории России более полугода в течение календарного года. Точнее, 183 дня и более. (п.2 ст. 207 НК РФ). Гражданство значения не имеет.

Если меньше, то — становится налоговым нерезидентом. А это приводит к повышенным налоговым обязательствам.

Да, есть исключения. В некоторых случаях, можно провести за пределами России больше полугода и остаться резидентом. Но в рамках этого поста мы не будем сюда углубляться.

  • Итак, налоговый нерезидент:
  • • Оплачивает НДФЛ по ставке 30%
  • • При расчете налога не может учитывать расходы и применять налоговые вычеты
  • • Но с 1 января 2019 года, наравне с резидентами, освобождается от уплаты налога по истечении минимального предельного срока владения.
  • ———————————————————————
  • Валютными резидентами РФ являются две категории граждан:
  • • Все граждане России.

• Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в России с видом на жительство. (Федеральный Закон № 173 ФЗ ст. 1. ч.1. п. 6)

Читайте также:  Какой будет пенсия, если нет трудового стажа?

Остальные физические лица являются валютными нерезидентами.

Какое это имеет отношение к сделкам с недвижимостью?

Расчеты по сделке с валютными нерезидентами являются валютными операциями. (Федеральный закон № 173 ФЗ ст.1 ч.1. п.9 пп.в) Даже, несмотря на то, что расчеты производятся в рублях.

А расчеты по валютным операциям между физическими лицами должны производиться только через банковские счета (Федеральный закон № 173 ФЗ ст.14 ч.3.)

Если не выполнить этого требования и рассчитаться по сделке наличными, налоговая признает валютную операцию незаконной.

Наказание — штраф в размере от 70% до 100% от суммы (КоАП РФ Статья 15.25. п.1)

  1. —————————————————————
  2. Итак, при сделках с недвижимостью следует быть осмотрительным относительно налогового и валютного статуса (вообще нужно быть осмотрительными во всех моментах, но в этих двух в частности).
  3. В отношении налогового статуса – нужно проверять себя. А в отношении валютного – контрагента:

1. Если вы продали квартиру и собираетесь за границу, или были за границей и планируете продать квартиру, проверьте, не попадаете ли вы под статус налогового нерезидента. А если попадаете, применимы ли к вам повышенные налоговые последствия.

Если да, то возможно стоит отказаться от сделки или от поездки. В противном случае, вы заплатите налог по ставке 30%.

2. Если вы продаете или покупаете квартиру, а ваш контрагент — не гражданин России, уточните его валютный статус. Если он валютный нерезидент, проводите расчеты только в безналичной форме.

  • В противном случае, вам грозит штраф от 70% до 100% от суммы сделки.
  • К сожалению, люди которые получили такие штрафы – есть. Увы, но незнание закона, не освобождает от ответственности…
  • ————————————————————-

Если не резидент не уплатит налог с продажи квартиры в России

А. Гордон

Учитывая правила налогового законодательства Российской Федерации неуплата нерезидентами России налога с продажи российской недвижимости вполне реальна и на деле возникает совсем не редко.

Отметим сразу, в публикации рассмотрена ситуация с продажей недвижимости физическими лицами, которые не являются предпринимателями.

Статья об уплате налога на прибыль иностранным юридическим лицом при продаже квартиры в России размещена на сайте ранее.

По правилам Налогового кодекса РФ полученный физическим лицом доход от продажи любой недвижимости в России подлежит налогообложению Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Это правило относится и к продавцам — гражданам России и к иностранцам.

Для налогообложения доходов физических лиц в России гражданство продавца недвижимости значения не имеет, главное, это налоговый статус продавца – является продавец налоговым резидентом России или нет. Важно знать: налоговый резидент или нет – продавец является налогоплательщиком налога НДФЛ.

Различие в том, что налоговый резидент России (даже если он иностранец) при продаже недвижимости уплатит значительно более низкий налог НДФЛ, а в определенных обстоятельствах будет полностью освобожден от уплаты налога.

а) для резидентов Казахстана

Если инвестиционный доход получен от активов казахстанских и иностранных компаний-эмитентов, то ставки налога следующие:

  • на дивиденды — 5%, начиная с 01.01.2023 года — 10%;

  • на купоны — не облагается;

  • на прирост стоимости ценной бумаги — 10%.

Однако налог с дивидендов не взимается, если:

  • на день их начисления налогоплательщик владеет акциями, по которым дивиденды выплачиваются более 3 лет;

  • компания-эмитент (резидент РК), выплачивающая дивиденды, не является недропользователем;

  • акционеры компании-эмитента (резидента РК), являющейся недропользователем и выплачивающей дивиденды, на день их выплаты владеют не более 50% уставного капитала.

А если квартира куплена в новостройке?

При покупке жилья на вторичном рынке право собственности возникает сразу. С новостройками дело обстоит иначе — сначала покупатель подписывает ДДУ, затем ждет сдачи дома в эксплуатацию, затем получает ключи… Раньше срок владения новостройкой отсчитывался с момента регистрации права собственности, то есть после получения ключей. Теперь право собственности у дольщиков возникает с момента полной оплаты ДДУ.

«В случае приобретения квартиры по договору долевого участия срок владения исчисляется с даты полной оплаты стоимости такого жилого помещения или доли (долей) в нем в соответствии с соответствующим договором. Если квартира приобретена по договору уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, то срок владения исчисляется с момента оплаты уступки прав требования», — говорит Рябых.

Обновлённые правила оплаты налогов, насчитанных после продажи собственной квартиры

Если обратиться к пунктам статьи № 180-1, относящейся к НК Республики Казахстан, то в документе чётко указаны условия, по которым проводятся налоговые выплаты, начисленные после продажи недвижимости. Такие отчисления в бюджет предусмотрены в следующих случаях:
1. даже если продавец является владельцем меньше года;
2. когда стоимость оформленной сделки превысила первоначальную цену квартиры или дома.

Одним из главных источников дохода в Госказну при реализации имущества казахами считается налог с продажи недвижимости – квартиры, собственного дома, дачной постройки, гаража. Имеется в виду прирост стоимости проданного объекта. Как объяснили эксперты, если владелец недвижимое имущество купил и дальше перепродал в одном году, то с положительного дохода потребуется оплатить 10% налога. Берётся именно разница между ценой продажи и покупки.

В ситуации можно разобраться на следующем примере. Если гражданином РК была приобретена недвижимость по стоимости в 1 млн тенге и в течение полугода перепродана, но уже по цене в 2 млн тенге, то налог при продаже квартиры или дома будет высчитываться именно с полученной разницы в 1 млн тенге. А это составит сумму в 100 тыс. тенге – ровно 10%. При этом учитывается и год совершения сделки. Если продажа выполнена в 2016-м, то налоговая служба пришлёт соответствующее извещение продавцу в следующем, 2017 году. Процесс выплаты государству можно и ускорить, если самостоятельно обратиться к инспектору. Для этого нужно явиться в местное налоговое управление и заполнить форму декларации. Уполномоченные сотрудники проверят правильность оформления и включат документ в ближайший отчётный период.

Случаи с отказом уплаты налога

Такое тоже бывает. Если неуплата произошла по незнанию, то необходимо проверить все возможные долги. Также приготовьтесь получить штраф «за незнание и несоблюдение».

Эксперты сообщают, что давность исков по открытым налоговым спорам составляет 5 лет. В этот срок инспектор с полным правом может разыскать «своего клиента» и сообщить, что года 4 назад был зафиксирован факт уклонения от налогообложения и насчитана соответствующая пеня. Поэтому важно проверить «чистоту» квартиры от таких долгов перед процедурой продажи.

Специалисты отмечают, что к объектам недвижимости относятся не только квартиры. Под таким имуществом может выступать:
собственный загородный дом;
— участок земли;
— построенная дача;
— гараж.

Кто и как платит налог при продаже недвижимости

«Если имущество находится в праве собственности более года, то его владелец не облагается данным доходом. При этом введение данного налога было обусловлено целью снизить спекуляции на рынке недвижимости и пресечь возникновение так называемого «ценового пузыря», который негативно влиял на реальное ценообразование на рынке недвижимости. На сегодня поправок в Налоговый кодекс ни по дополнительному введению прогрессивной шкалы ИПН с продажи недвижимости, ни по увеличению срока с момента покупки не планируется. За два года с момента введения статьи 331 Налогового кодекса она оставалась без изменений», – сказал Алибек Абдилов.

В законе четко написано, что налог платят при реализации «жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности». То есть каким образом было получено это имущество, как возникло право собственности, нигде не указывается и значения не имеет. Поэтому налог этот действует не только с покупки, но и дарственной на квартиру или дом», – уточнила адвокат Алматинской городской консультации Шолпан Исмаилова.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *