Понятие и порядок проведения коллективных переговоров
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и порядок проведения коллективных переговоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.
Виды соглашений и их участники
Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:
— генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;
— региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;
— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);
— профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;
— территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.
В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:
— генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;
— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;
— профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;
— регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;
— отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;
— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Отметим, что если переговоры ведутся с целью решения какой-то конфликтной ситуации или спора, то принятие окончательного решения или изменение условий работы создают почву для того, чтобы формировалась специальная комиссия, которая будет контролировать ведение переговоров и исполнение принятых решений. В комиссию входят люди, которые выбираются профсоюзными организациями. Это должны быть компетентные сотрудники, которые имеют определенный опыт и навыки решения спорных ситуаций.
Как мы говорили выше, ведение переговоров можно поручать любому ответственному лицу, но чаще всего такие полномочия ложатся на профсоюзные организации и различные формируемые и выборные органы, члены которых избираются путем голосования на заседаниях. Затем специальная комиссия или сформированная организация получает право не только на ведение переговоров, но также внесения различных изменений и контроля за тем, как исполняются те или иные условия.
Рассмотрим кратко порядок ведения коллективных переговоров. Все начинается с того, что обе стороны должны предоставить информацию о том, какие именно вопросы они хотят обсудить. Тема должна быть четко сформулирована для того, чтобы избежать недопонимания и пустой траты времени. Только после того, как обе стороны четко сформулировали свои вопросы, начинается непосредственный процесс переговоров.
Как мы говорили выше, инициатива может принадлежать как сотрудникам, так и работодателю, поэтому претензии, предложения и новые идеи могут появляться с обеих сторон. При этом надо понимать, что коллективные переговоры не всегда касаются спорных и конфликтных ситуаций, они также являются способом предложить какие-то новые решения, которые будут более удобны и интересны для всех членов коллектива.
После того, как обе стороны сформулировали свои вопросы, необходимо уведомить другую сторону о том, что планируется собрание. При этом очень важно указать точную дату его проведения и место. Также в записке должен быть перечислена состав представителей с обеих сторон. Каждый участник может представить не более 7 человек, но минимум 3.
После того, как обе стороны получили уведомления, они должны вступить в переговоры в течение недели. Человеку, который выступил инициатором проведения собрания, должна быть послана записка с перечислением всех членов комиссии, а также с указанием их полномочий. Считается, что переговоры должны начинаться спустя день, после того как инициатор мероприятия получил данную записку.
Комментарии к ст. 37 ТК РФ
1. Коллективные переговоры ведутся в целях урегулирования социально-трудовых отношений. Стороны свободны в выборе предмета переговоров в рамках социально-трудовых отношений.
2. Рекомендация N 129 МОТ «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967 г.) предлагает работодателям и работникам признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для работников. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения возможно более полной и объективной информации о различных аспектах жизни предприятия и социальных условиях работников. В целях создания такой атмосферы администрация должна после консультаций с представителями работников принять соответствующие меры для установления эффективной связи с работниками и их представителями.
Эффективная связь подразумевает, что администрация сообщает о намерении принять важное решение, и заинтересованные стороны проводят консультации.
Осуществление связи не должно подрывать свободу объединения; наносить ущерб свободно избранным представителям работников или их организациям или ограничивать функции органов, представляющих работников в соответствии с национальным законодательством.
Организации работодателей и работников должны проводить взаимные консультации и обмен мнениями в целях рассмотрения мер, которые следует принять для поощрения и обеспечения политики связей и ее эффективного применения.
Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов рабочей силы.
В организации должна обеспечиваться надежная двусторонняя связь: а) между представителями администрации (глава предприятия, начальник цеха, мастер и т.д.) и работниками; б) между главой предприятия, начальником отдела кадров или любым другим представителем высшего руководящего состава и представителями профсоюзов или другими лицами, на которых в соответствии с законодательством или практикой страны или коллективными договорами возложена задача представлять интересы работников на предприятии.
В случаях, когда администрация желает передать информацию через представителей работников, последним, если они согласны на это, должны предоставляться средства быстрого и полного сообщения такой информации заинтересованным работникам.
Средствами связи, в частности, могут быть:
а) совещания для обмена мнениями и информацией;
б) сообщения, предназначенные для определенных групп работников (например, бюллетени мастеров и справочники по вопросам политики в области кадров);
в) массовые средства (например, журналы и газеты предприятия, циркуляры и информационные, ознакомительные листки, доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в понятной для всех работников форме, письма, посылаемые трудящимся, выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и телевидение);
г) формулирование мнения по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению взаимопонимания относительно проблем, порождаемых сложной деятельностью предприятия.
Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, при условии что передача такой информации не причинит ущерба сторонам.
Администрация должна предоставлять информацию относительно:
а) общих условий занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
б) описания обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и места конкретной работы в структуре предприятия;
в) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;
г) общих условий труда;
д) правил техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
е) процедуры рассмотрения жалоб, а также практики их применения;
ж) социально-бытового обслуживания персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, питание, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
з) социального обеспечения или социальной помощи, существующих на предприятии;
и) государственного социального обеспечения, распространяющегося на работников в силу того, что они работают на предприятии;
к) общего положения предприятия и перспектив или планов его дальнейшего развития;
л) разъяснения решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;
м) методов консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями — с другой.
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».
За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).
К сведению.
Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:
— подвергнуты дисциплинарному взысканию;
— переведены на другую работу по инициативе работодателя;
— уволены по инициативе работодателя.
Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.
Ключевые моменты проведения переговоров
Одна из сторон (работодатель или работники) отправляет другой уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров. Представители другой стороны должны вступить в диалог на протяжении 7 дней с момента его получения.
Количество участников мероприятия с обеих сторон не ограничивается законодательством. Создается комиссия, представители сторон в которой обладают равными правами и равным количеством голосов.
Участники не имеют права разглашать полученные сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. В ином случае они будут привлечены к ответственности.
Ведение коллективных переговоров осуществляют представители трудового коллектива, профсоюзы, руководство компании и прочие лица, уполномоченные на это.
Если в процессе диалога был достигнут компромисс, участники составляют проект колдоговора – правовой акт, который будет регулировать социальное и трудовое взаимодействие между сторонами. Если по всем или части рассматриваемых вопросов согласие не было достигнуто – составляется протокол разногласий, а в договор включают только согласованные пункты.
Как определяется день начала коллективных переговоров? Таким днем является день, следующий за днем получения ответа на предложение инициатором переговоров от другой стороны. Максимальный срок переговоров – 3 месяца. Днем окончания процесса считается день подписания договора.
Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц
Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.
Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:
- Сохранение заработной платы на указанный период.
- Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.
Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:
- соглашение;
- коллективный договор;
- законодательство.
Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.
Все работники, принимающие в процессе непосредственное участие, могут рассчитывать на оформление дополнительных гарантий. Например, представителей коллектива нельзя подвергать дисциплинарным взысканиям, пока проходит мероприятие. Запрет распространяется на увольнение, переводы на другие должности. Увольнение допустимо, только если доказано, что гражданин совершил серьезный проступок, допускающий применение наказаний.
О коллективных трудовых спорах в законодательстве
Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:
- Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
- Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
- День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.
Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.
Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.
Следующие лица наделены правом представлять руководство:
- организации профессиональных объединений;
- руководящие сотрудники;
- другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.
Второй комментарий к Статье 36 Трудового кодекса
1. Статья 36 дополнена существенными положениями.
В ее ч. 1 регламентируется не только порядок проявления инициативы одной из сторон о начале коллективных переговоров (что было и ранее), но и ответных действий другой стороны. Определен день, который считается днем начала коллективных переговоров.
В ст. 36 включена новая ч. 3, запрещающая перечисленным в ней лицам и организациям вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения от имени работников. Тем самым обеспечивается право профсоюзов представлять работников и право работников самим определить своего представителя, если профсоюзный орган, действующий у работодателя, не является их представителем (см. ст. 29 — 31 ТК РФ).
2. Международная организация труда (МОТ) уделяет серьезное внимание необходимости и порядку ведения коллективных переговоров.
Так, в ст. 4 Конвенции МОТ N 98 предусматривается необходимость принятия мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.
Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц
Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.
Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:
- Сохранение заработной платы на указанный период.
- Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.
Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:
- соглашение;
- коллективный договор;
- законодательство.
Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.
Все работники, принимающие в процессе непосредственное участие, могут рассчитывать на оформление дополнительных гарантий. Например, представителей коллектива нельзя подвергать дисциплинарным взысканиям, пока проходит мероприятие. Запрет распространяется на увольнение, переводы на другие должности. Увольнение допустимо, только если доказано, что гражданин совершил серьезный проступок, допускающий применение наказаний.
Этапы ведения коллективных переговоров
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.
1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:
- если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
- если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
- профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
- если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.
2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.
3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:
- порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
- обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
- вопросы взаимной ответственности и др.
4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.
5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.
6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.
Как протоколируются коллективные переговоры
Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:
- регистрационный номер протокола;
- название заседания;
- время и дата ведения переговоров;
- состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
- повестка дня;
- выступающий по каждому вопросу;
- принятое решение по каждому вопросу;
- количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
- подписи участников (по окончании ведения переговоров).
О праве на представительство
Первый шаг – принятие одним из участников решения относительно необходимости коллективных переговоров. Для реализации цели приглашают нескольких представителей. Руководство представлено работодателями либо другими лицами с соответствующими полномочиями. У сотрудников с выбором могут возникнуть проблемы, если не разобраться во всех нюансах.
Проведение тайного голосования, если профсоюз в компании не организован либо когда профсоюз есть, но в нём – менее 50% от всех сотрудников. В последнем случае тайное голосование проводят с целью дать право профсоюзу назначать представителей коллектива.
Профсоюз вправе самостоятельно выбирать членов, если в него входит более 50% всех подчинённых. В компаниях с несколькими действующими профсоюзами допустим сбор единого органа, отвечающего за выражение мнений на всех подобных мероприятиях.
О коллективных трудовых спорах в законодательстве
Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:
- Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
- Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
- День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.
Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.
Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.
Следующие лица наделены правом представлять руководство:
- организации профессиональных объединений;
- руководящие сотрудники;
- другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.